Бюджетный дефицит

Бюдж. дефицит – превыш-е расх. над дох. бюдж. Профицит – превыш. дох. над. расх.

Виды дифицита бюдж.: 1.Структурный–гос. сознат. идет на увелич бюдж. расх. или сниж налоговой нагрузки на юр. и физ. лиц. 2. Циклический – следствие колебан. эк. активности в ходе делового цикла, при этом измен. в расх. и дох. происходит автоматич. 3. Активный – сознат. действия правит-ва по увелич. расх. в целях регулир. эк. 4. Пассивный – в следствии измен. эк. ситуации в стране, как прав в рез-те сокращ. нац. Пр-ва.5Краткосрочный – в рамках 1го бюдж. года.6. Долгосроч. (хронический) – больше года. Причины диф. бюдж.: 1) рост гос. расх. и неоходимость осущ. крупных гос. инвест. в развитии эк.; 2) чп; 3) эк. Кризис .. Источники ф бюдж. дифицита.Внутренние.:1. Источники, получ. от НБ РБ (кредиты НБ, гос. ц.б. приобретенные НБ у правит-ва) 2. получ. от банков, иных юр. и физ. лиц (ГКО и ГДО, векселя правит-ва, прочие гос. ц.б.) 3.от операц., с принадлеж .гос-ву имуществом,)4. источ. от операц. в ин. вал. (разница, обра-ся при измен. курса ин. вал., и от операц. по купле-продаже ин. вал.). Внешние источ.: • кредиты междунар. финн. орг-ий; • кредиты правит-в ин. гос-в; • гос. ц.б. РБ выпущенный на внеш. финн. рынке; • прочие внеш. источ. Методы покрытия диф. бюдж.: 1) увелич собств. источ., в т.ч. налог. поступлен.; 2) привлеч. заемных ср-в, т.е. кред. НБ, облигационных займов, внеш. кред. Меры сокращ. дифицита: 1.Повыш. эф-ти работы. отрасл. эк., кот. б. способствовать росту ден. поступл. в бюдж. 2.Измен. направл. гос. инвестиц. в отр. эк. с целью повыш. финн. отдачи бюдж. ср-в. 3.Сокращ. военных расх. и расх. на управление. 5.Привлечение в страну иностр. капитала в форме иностр. инвесциций.

Сущность и значение гос.кр-та

Гос.К-сов-сть ден.отн-ний, кот. возникли м/у гос-вом, юр. и физ. лицами, межд. орг-циями, и др.гос-вами и кот. гос-во выступает в качестве заемщика или гаранта и реже как кредитор. Причиной гос.К – дефицит гос.Б.

Гос.К как звено фин. сис-мы предст.собой отн-ния вторичн.распр-я ВВП и НД и частично нац.богатства. По эк.природе гос.К не явл. доходом гос-ва, но служит той же цели, что и доходы т.е. фин-е расходов гос-ва и прежде всего покрытию дефицита Б. Гос.К нах. на стыке 2х видов ден.отн-ний: фин-сов и кр-та, соотв-но отражает их особенности. Как любой заемщик гос-во привлекает средства по гос.К на заранее опр.срок (до 1г, 1-5, свыше 5 лет).