Гостиничные анимационные услуги и программы

Типы:

Первый тип - спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.

· Спортивныеанимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и при­ехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

· Спортивно-оздоровительныепрограммы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых туркомплекс - это единственное место и возможность восстановления сил и здоро­вья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

· Спортивно-развлекательныепрограммы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении тури­стов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Второй тип - зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.

· Зрелищно-развлекательныеанимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцеваль­ные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д.

· Приключенческо-игровыеанимационные программы стро­ятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преда­ний и легенд, ночном походе, ночном спуске на горнолыжном курорте, в тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности, образования отдыхающих.

Третий тип - познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы. Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимацион­ной деятельности.

· Спортивно-познавательныепрограммы строятся на при­общении туристов к духовно-нравственным ценностям в про­цессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

· Экскурсионные программысоставляются из различных видов экскурсий, а обучающие программыпомогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

· Культурно-познавательныеанимационные программы тур­комплекса строятся на приобщении туриста к культурно-исто­рическим и духовным ценностям нации, страны, местного насе­ления и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интел­лектуального развития.

· Любительские (творческо-трудовые)анимационные про­граммы строятся на привлечении туристов к творчеству, со­творчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, по­знакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природ­ных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструменталь­ных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т. д.

Четвертый тип - комплексные программы, комбинирован­ные из однородных программ.

Анимационные программытипа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непри­нужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желани­ям, темпераментам, национальностям и т. д. Для этого необхо­дим хороший аниматор - «затравщик», катализатор такого об­щения.

 

При разработке этих программ ставятся, в частности, следующие цели:

• удовлетворение потребности самовыражения;

• поощрение туристов (гостей, отдыхающих) в развитии сво­их умений;

• направление развлечений и навыков в созидательное русло;

• избавление от ежедневных проблем и стрессов;

• изменение имиджа и расслабление напряжения;

• приобретение дополнительных знаний в области культуры.

Формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс:

Использование интереса + Оживление экспозиции + Включение туристов в действие + Разнообразие развлечений

Технология анимационной деятельности основана на 4 методах:

1. монтаж – способ организации драматургического материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в целое согласно определенному замыслу (монтаж м.б. конструктивным и ассоциативным).

2. иллюстрирование – организация содержательного материала в виде показа, который делает информацию зримой, что усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию, создает художественную форму, углубляет и конкретизирует тему.

3. театрализация – организация единого действия на основе сценарного (режиссерского) замысла, подчиняющего себе все происходящие события. Основная задача театрализации – создание зрелищной, активной (даже интерактивной) ситуации, при которой участник проникается общим настроением и увлеченный, совершает коллективные действия.

4. игра – организация мнимой ситуации в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре.

 

Игра занимает важное место в анимационной программе. Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление. Главное назначение игры – развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель – развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Суть игры заключается в том, что она не реальная жизнь, а некая специфическая реальность, главная характеристика которой – это условность. Это свободное проявление человеческой деятельности, она никогда не навязывается. Даже дети осознают условность игры.

Англ. ученый Йохан Гонзега Описал такой случай: 4-хлетний мальчик сидел на первом из поставленных друг за другом стульев, играя в поезд. Когда подошел отец и обнял сына, тот сказал: «Не целую мотор, папа, а то вагоны подумают, что они не настоящие». Цели игры носят не материальный характер.

У греков игра обозначала забавы детей, у евреев была близка понятию шутки и смеха, у римлян – радости и веселья, у германцев – плавному движению, доставляющему удовольствие. В английском языке есть два понятия – play и game. В первом случае – это игровое действие, а во втором – игра по четким правилам. Игра является одним из самых популярных видов развлечения как у детской, так и у взрослой ЦА. Существует множество классификаций.

 

Выделяют игровые пространства 5 видов, которые по отдельным параметрам могут переплетаться друг с другом:

Игровые оболочки, когда игра используется как некоторое обрамление, общий фон для какой-либо работы (путешествие на поезде от станции к станции, внутренние движения от уровня к уровню, конференция с мастер-классами.).

Игра-переживание– более сложный вид игры, связанный с необходимостью включатся в отношения, выстраивать их, обращаться к собственному «Я» (для такой игры можно придумать множество игровых пространств – необитаемый остров, другая планета, применение театральных атрибутов делают такую игру более яркой).

Игра-драма – когда значительная часть времени уходит на вживание участников в их роли. И ситуацию с применением разнообразных приемов (внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, декорации, определение участниками сюжетных статусов ролей).

Деловые игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений. Наиболее актуальные здесь – это проектные игры, направленные на формирование проектного мышления.

Психологическая акция – специальная игровая среда, создаваемая в коллективе на определенное время, особенностью которых является ненавязчивость и необычность.

- составление сметы расходов на проведение программы;

- подбор творческих коллективов, распределение обязанностей внутри анимационной команды;

- техническую подготовку: закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита и т. д.;

Хорошо организовать работу анимационной службы можно только при наличии достаточной материальной базы. Для проведения шоу-программ, спортивных игр и других развлекательных мероприятий необходимы соответствующее оборудование и реквизит. Поскольку отдых каждый понимает по-своему, то и предложение должно быть разнообразным. Чем богаче материальная база, тем большее количество развлечений можно предложить.

Для поддержания материальной базы в рабочем состоянии необходимо иметь хозяйственника, который бы следил за исправностью оборудования и инвентаря, а при необходимости производил ремонт. Основная же ответственность за сохранность материальной базы ложится на аниматоров, непосредственно с ней работающих, для чего необходимо проводить с ними соответствующий инструктаж.

- установка звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и прочее;

- проведение репетиций, обучение правилам игр и прочее;

- проведение рекламной кампании намеченных анимационных мероприятий.

Реклама анимационных программ. Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Сложилось так, что анимационные программы рекламируется на очень низком уровне, даже в тех туристских предприятиях, где эти программы есть.

Реклама анимационных программ - это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности данной программы с целью заинтересовать потребителя, побудить его приобрести рекламируемый товар, стать участником анимационной программы. Приступая к разработке рекламы анимационных программ, необходимо:

· определить потенциальных потребителей и составить их характеристику по демографическим (возраст, пол), этническим, признакам, социальному статусу, уровню доходов и др.;

· выявить конкурентов и определить преимущества собственных программ, на которые можно обратить внимание в рекламе;

· определить каналы и способы распространения рекламы.

· оценить финансовые затраты на рекламу, учитывая собственные финансовые возможности, получаемую от реализации программ прибыль, расценки на выполнение рекламных материалов и др.;

· Очень важно выработать свой фирменный стиль, который воспринимается как гарантия качества предлагаемых анимационных программ. При выработке своего фирменного стиля необходимо учитывать: основные направления деятельности; сегменты рынка, для которых предназначены разрабатываемые программы; основные рекламные средства; преимущества или особенности разрабатываемых программ.

Второй этап - проведение анимационной программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи.

В течение этого этапа:

А) туристы, гости отеля информируются о наличии и содержании анимационной программы для различных групп и категорий туристов;

Б) с гостями устанавливается контакт, производится запись на различные анимационные программы и сбор заявок.

В) непосредственно реализация анимационной программы.

Методика организации игры заключается в следующем: после того как было определено художественное решение игры, проводится предварительная работа с аудиторией. В нее входят следующие элементы:

§ выделяются ведущие (лидеры) и участники игры из числа туристов;

§ определяется система награждений победителей;

§ объясняются правила игры.

Аниматор должен следить за ходом игры и соблюдением ее правил. При этом необходимо создавать ситуации риска, которые будут вызывать азарт у игроков, а также ситуацию неопределенности – возможности и проигрыша, и выигрыша.

Важно создать такие условия, при которых сами участники могли бы сами организовывать отдельные элементы игры.

Например, дать возможность им самим выбрать место проведения игры. Это может быть специальное помещение на турбазе. Возможно, туристам захочется провести развлекательное мероприятие в баре, саду, дискотеке, пляже, у костра, бассейна и т.п.

Предложение отдыхающим самостоятельно выбрать художественное решение игры поможет налаживанию контактов и сближению туристов в группе.

Также аниматор должен иметь дополнительную, запасную программу на случай непредвиденных обстоятельств.

Заключительной частью данного этапа является награждение участников и по необходимости - прощание с гостями.

Третий этап - подведение итогов, в ходе которого происходит:

- анализ проведенной программы;

- анкетирование потребителей с последующим анализом;

- работа над усовершенствованием программы.

После проведения игры аниматор должен сделать анализ игровой программы, который позволит дать объективную оценку условиям ее проведения, выявить все положительные, отрицательные моменты, а также недостатки, что в дальнейшем даст возможность не делать подобных ошибок.