КАК СЛЕДУЕТ ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ С ДОКЛАДОМ

Специфика курса предполагает выступление студентов с докладами. Доклад не является работой, выполнение которой строго обязательно, он свободно избирается студентом, тем не менее, выступления на практических занятиях способствует заинтересованному выбору темы доклада. Доклад есть творческая переработка изученного материала на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и грамотного применения имеющегося учебного и терминологического материала.

К его подготовке вам необходимо осуществить самостоятельный выбор темы доклада, прочтение и осмысление рекомендуемых для её освоения работ, а также проконсультироваться с ведущим занятия преподавателем по проблемным вопросам ее содержания. Для самостоятельной работы над сообщениями и докладами следует использовать дополнительную литературу и прежде всего первоисточники, которые прилагаются к каждой теме семинара. Главное это суметь раскрыть саму тему, т.е. не только осветить ее проблемы (опора на научную проблему первостепенна) и возможные (или уже имеющиеся) их решения, но и суметь дать им свою интерпретацию, высказать свою точку зрения, предложить свое решение, при этом грамотно используя необходимый понятийный и методологический аппарат.

Раскрыть тему можно по-разному:

- в историческом плане (от прошлого, предпосылок к настоящему, следствиям);

- в логическом аспекте (по главным, существенным, «узловым» моментам, руководствуясь природой самого «предмета»);

- в актуалистическом ключе (от настоящего, через призму его, к прошлому и о прошлом, подчеркивая «вечность» и неизменность тех или иных форм, схем, парадигм);

- в прогностическом плане (через указание путей вероятного, поливариантного, предполагаемого развития).

Чтобы тема была раскрыта действительно корректно и правильно и не была ни о чем, необходимо, чтобы она была выбрана и сформулирована предельно узко, специфицированно и чтобы она подчинялась требованию аргументированности изложения.

Для представления доклада аудитории, вам рекомендуется подготовить презентацию. Хотя презентацию можно рассматривать и как относительно самостоятельный вид работы. В последнем случае она выступает в качестве приложения к каждой теме двухчасовой лекции. Вполне достаточно 10 – 15 слайдов-презентаций с мультимедиа эффектом. Содержание слайдов могут составлять схемы, тезаурусы, глоссарии, тезисы, цитаты, аудио- и видеоматериалы, фотографии и другой иллюстративный материал, наглядно раскрывающий тему лекционного курса. Не лишним будет напомнить о том, что философия не имеет ничего общего с тем, что доступно чувствам. Структуру и содержание презентаций рекомендуем согласовывать с преподавателем. Критерии оценки презентации:

- содержательность;

- логичность изложения;

- структурность представленного материала;

- соответствие содержания презентации теме;

- информативность таблиц, схем;

- эстетичность оформления;

- творческое оформление.