Проходимость

Эти свойства присущи всем автомобилям, а не только внедорожникам. Они определяют способность автомобиля преодолевать препятствия благодаря их габаритным размерам и специальным показателям.

Проходимость автомобиля по габаритным размерам определяется по:

1. Продольному радиусу проходимости.

2. Поперечному радиусу проходимости.

3. Дорожному просвету (клиренсу). Клиренс - это наименьшее расстояние между самыми низкими точками автомобиля и дорогой.

4. Углам переднего и заднего свеса (угол въезда и угол съезда).

5. Радиусу поворота горизонтальной проходимости.

6. Габаритным размерам автомобиля.

7. Высоте центра тяжести автомобиля.

По этим величинам определяют величину выступов, ограничивающих проезд.

Наименьшее расстояние между низшими точками автомобиля и поверхности дороги определяют возможность преодоления им бугров, выступов и т.п. без последствий для автомобиля.
Передние и задние углы проходимости определяют максимальные углы въезда и съезда автомобиля через неровности.
Радиус горизонтальной проходимости измеряют при максимальном повороте управляемых колес и определяют ширину дороги на поворотах и извилинах, по которой может пройти автомобиль.

 

Проходимостью называется эксплутационное свойство, определяющее возможность движения автомобиля в ухудшенных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий.

К ухудшенным дорожным условиям относятся мокрые , грязные, заснеженные, обледенелые, разбитые и размокшие дороги. При движении по бездорожью происходит взаимодействие автомобиля с различными грунтовыми поверхностями.

К препятствиям относятся :

· уклоны;

· барьерные препятствия, профиль которых представляет собой короткие уклоны и пороги (дорожные насыпи, каналы, придорожные кюветы и рвы);

· дискретные препятствия (пни, кочки, валуны и т.д.).

Потеря проходимости автомобиля может быть полной или частичной. Полной потерей проходимости является застревание – прекращение движения.

Частичная потеря проходимости связана со снижением скорости движения (производительности), а также с расходом топлива в рассматриваемых условиях движения.

Проходимостью должны обладать автомобили всех типов, но в зависимости от назначения в разной степени. По уровню проходимости автомобили и автопоезда подразделяют на дорожные (обычной проходимости), повышенной проходимости, высокой проходимости. К дорожным относятся автомобили и автопоезда, предназначенные преимущественно для использования на дорогах с твердых покрытием. Конструктивными признаками таких автотранспортных средств являются : неполноприводность (колесная формула автомобилей – тягачей - 4Х2, 6Х2, 6Х4), шины с дорожным или универсальным рисунком протектора, использование в трансмиссии простых (неблокируемых) дифференциалов.

Автомобили и автопоезда повышенной проходимости предназначены для использования как на дорогах с твердым покрытием, так и вне дорог и преодоления естественных препятствий. Их основным конструктивным признаком является полноприводность, поэтому эту группу объединяют под названием полноприводные автомобили. На них обычно применяют тороидные шины с грунтозацепами, широкопрофильные или арочные шины. В некоторых конструкциях используют систему регулирования давления воздуха в шинах. В трансмиссиях автомобилей повышенной проходимости в большинстве случаев устанавливают блокируемые дифференциалы. Максимальный динамический фактор этих автомобилей значительно больше, чем у дорожных автомобилей. Такие автомобили, как правило, обеспечены средствами само вытаскивания и могут иметь возможность преодолеть вброд водные преграды.

Автотранспортные средства высокой проходимости предназначены для преимущественного использования в условиях бездорожья, преодоления естественных и искусственных препятствий, а также водных преград. Автомобили высокой проходимости отличаются своеобразной компоновочной схемой, полноприводностью, наличием в трансмиссии самоблокирующихся дифференциалов, использованием специальных шин (сверхнизкого давления, пневмокатков), а также дополнительных устройств (выдвижные катки для преодоления канав). Очень часто автомобили повышенной проходимости являются плавающими и имеют специальный водяной движитель.

Проходимость делится на профильную и опорную. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в требуемую полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшенных дорожных условиях и по деформируемым грунтам.

Большинство единичных показателей профильной проходимости представляет собой геометрические параметры автомобилей и прицепного состава. Профильную проходимость автомобилей в соответствии с ГОСТ 22653 – 77 оценивают по следующим единичным показателям:

· Дорожному просвету;

· Переднему (заднему) свесу;

· Углу переднего (заднего) свеса;

· Наибольшему углу преодолеваемого подъема;

Дорожный просвет Н1 - расстояние от одной из наиболее низко расположенных точек автомобиля до опорной поверхности. Он определяет возможности движения по мягким грунтам и преодоления сосредоточенных препятствий (камней, пней, кочек и т.д.).

Передний L6(задний L9) свес - расстояние от крайней точки контура передней (задней) выступающей части по длине автомобиля до плоскости, перпендикулярной опорной поверхности и проходящей через центры передних (задних) колёс, влияет на проходимость при переезде через канавы, пороги, кюветы и т. п.

Угол переднего y2 (заднего y3) свеса - угол между опорной поверхностью и плоскостью, касательной к окружностям наружных диаметров передних (задних) колёс и проходящей через точку контура передней (задней) части автомобиля таким образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого угла. Он характеризует возможность преодоления препятствий с короткими подъёмами и спусками.

Наибольший угол преодолеваемого подъёма – угол подъёма, имеющего протяженность не менее двукратной длины автомобиля и ровную поверхность, преодолеваемый автомобилем без использования инерции, нарушения условий нормальной работы агрегатов и безопасности движения. ГОСТ 21398 – 75 определяет значение максимального подъёма 25% для одиночного автомобиля дорожного типа и 18% для автопоезда.