КАК СЛЕДУЕТ ГОТОВИТЬСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Цель практических занятий по философии не накопление и запоминание информации, необходимой для сдачи экзамена, а приобретение навыков аргументированного рассуждения. Практическое занятие – не проверка подготовленного «урока», а обсуждение проблем изучаемого предмета. Знакомство с наиболее выдающимися философскими концепциями, оригинальными подходами к решению мировоззренческих проблем поможет вам лучше разобраться в себе, в окружающем мире, определить свое место в нем.

Постарайтесь следовать простым рекомендациям, приведенным ниже.

При подготовке к практическому занятию необходимо внимательно ознакомиться с планом занятия, основными понятиями, списком литературы, рекомендованной к данному занятию и методическими указаниями. Следует помнить, что основой в европейской системе образования яляется текст: без освоения этого текста образования нет. Поэтому при подготовке к занятию надо, во-первых, обязательно прочитать записанный текст лекции (цель лекции – запись услышанного) и подготовить ее новый конспект. Конспект лекции обеспечивает наличие крайне необходимых материалов при подготовке к практическому занятию, экзамену. Во-вторых, вести тетрадь, где должны быть записаны:

· замечания, пояснения и поправки, которые делал преподаватель на практических занятиях, отвечая на вопросы студентов, не лишним будет себя представить в подобной ситуации;

· краткие тезисы* ответов на вопросы, поставленные в плане занятия;

· выписки из учебной литературы и первоисточников, необходимые для ответов на вопросы практического занятия. Читая нужную книгу (учебник, статью) не пишите конспекта, лучше выписывайте то, что помогает ответить на интересующий вас конкретный вопрос. Надо также из философского словаря и другой справочной литературы выписать содержание ключевых, для данной темы, понятий (если вы пользуетесь «распечатками» из Интернета, потрудитесь отредактировать их и привести в соответствие с целями запланированного занятия);

· неясные для вас вопросы, проблемы**, которые вы хотели бы задать преподавателю или обсудить на семинаре.

Затем усвоить смысл философских категорий и понятий, выработать и обосновать собственное мнение, связывая теоретические проблемы с практикой современной социальной и вашей личной жизни, с вашими конкретными профессиональными (педагогическими) интересами и, решив тестовые задания для самостоятельного выполнения, продумать окончательный ответ. Ответ должен быть логичным и целостным и по времени занимать не более 12 минут.

*NB. Кстати многие студенты не до конца понимают значения понятия «Тезис», а оно является ключевым и при конспектировании лекций (специальной литературы), и аргументации выступления на семинаре во время диспута, на конференции, и при написании научной работы. Итак, тезис (гр.thesis) – это: 1) категорическое утверждение, а не рассуждение, высказанное в защиту результата (идеи, вывода), 2) кратко сформулированное основное положение доклада, лекции, сообщения и т.п.

Тезис является, либо авторским суждением, либо суждением разделяемым автором, которое затем доказывается или подтверждается всем текстом выступления (работы). И еще: каждый тезис должен быть лаконичным; каждый тезис должен быть понятен не только автору; каждый тезис должен быть настолько ясным и понятным суждением, чтобы любой услышавший (прочитавший) его, мог определиться «за» он или «против».

Тезисы составляют так. После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. При этом разбивают текст – очерчиванием и подчеркиванием, вехами – на ряд отрывков, находя то, что это членение определило. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения (подробнее см. доп. лит. №5). Чтобы формулировка стала тезисом над ней надо тоже самым тщательным образом потрудиться. Умение правильно тезировать материал говорит об уровне подготовленности студента, понимания темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над источником (доп. лит. №5).

Пример определения тезиса. Если вы докладывали о суде над Сократом, об обвинении его афинским ареопагом и пришли к выводам, одновременно указывающим и о его невиновности, и о неизбежности трагического исхода дела, и о любви Сократа к справедливости и Законам, то тезисом, могут послужить слова самого Сократа «не должно … воздавать за несправедливость несправедливостью». P.S. Важно, чтобы тезис(ы) четко соответствовали, поставленной вами, цели или, если это научная работа – задачам исследования.

**Сущностно проблема (отгр.problema – задача, задание) – вопрос, на который нет ответа в наличной, сложившейся системе знаний, но который, тем не менее, напрашивается, вырастает из нее, или безысходность, требующая поиска выхода, от того, что задача одна, а решений ее, в равной степени обоснованных, как минимум два – обычное явление в системе философского (социально-гуманитарного) знания.