Проведение дебатов
Приведем в качестве примера модель учебных дебатов. Американская модель была взята за основу, но модифицирована с учетом русских коммуникативных традиций и реальных условий российских учебных заведений. Модель приспособлена к регламенту одного академического часа, чтобы можно было провести дебаты и обсудить результаты дебатов в течение 45 мин.
Обе команды сидят в президиуме перед слушателями. Слева по отношению к зрителям сидят члены первой команды - участники № 1 и 2, рядом с ними - члены второй команды - участники № 3 и 4. Присутствуют зрители.
На столах стоят таблички с именами участников.
Дебатный тренер сидит среди зрителей так, чтобы все члены команд его видели. Он в процессе дебатов показывает выступающим участникам оставшееся до истечения регламента время. Ни одного слова в ходе дебатов тренер не произносит. Регламент соблюдается неукоснительно.
Тренер показывает оставшееся время при помощи пальцев: выбрасываемые вверх пальцы означают, сколько минут осталось до истечения регламента у выступающего. Полусогнутый указательный палец означает полминуты, выброшенный вверх кулак - время истекло. Участники обязаны внимательно следить за регламентом, они все время поглядывают на тренера и учитывают его указания.
Команды выступают с заранее подготовленными тезисами либо проводится жеребьевка, и команды определяют тезис, который они будут защищать, по жребию. Затем начинаются дебаты, которые открывает первая команда.
Капитан первой команды, выходя на трибуну, заявляет тезис своей команды, а член его команды после объявления тезиса встает и дополнительно записывает этот тезис на доске. Аналогично поступает вторая команда.