Назначение, основные тактико-технические данные, принцип работы магнитофона самолётного и речевого информатора.

 

Аппаратура объективного контроля предназначена для регистрации основных параметров самолета и его оборудования с целью объективной оценки действия экипажа и авиационной техники при выполнении полетного задания. В состав бортовой аппаратуры объективного контроля входят: магнитофоны МС-1, магнитные самописцы режимов полета МСРП-12 и МСРП-64, фотоприставка ФАРМ-2А и фотоконтрольный прибор ПАУ-487.

Аппаратура предупреждающей информации предназначена для выдачи экипажу команд при возникновении ситуаций, угрожающих безопасности полета. В эту группу входят речевые информаторы.

Самолетная звукозаписывающая аппаратура

Самолетная звукозаписывающая аппаратура предназначена для непрерывной регистрации переговоров по внутрисамолетной и внешней сетям и некоторых параметров полета. Из средств звукозаписи на самолетах устанавливаются магнитофоны самолетные МС и речевые информаторы РИ.

Самолетный магнитофон МС-1. Магнитофон МС-1 (МС-61) предназначен для записи на звуконоситель речи с выхода самолетного переговорного устройства при ведении внутрисамолетной и внешней связи.

Магнитофон обеспечивает запись переговоров между членами экипажа, радиограмм, принимаемых на борту и передаваемых на наземные командные пункты или другие самолеты, позывных сигналов радиостанций и радиомаяков, а также спецсигналов.

Магнитофон имеет следующие основные характеристики.

Линейная скорость движения звуконосителя — 195 мм/с.

Потребляемая мощность от бортсети 27 В — 75 Вт.

Масса —4 кг.

Время непрерывной записи — 5,5 ч.

В состав комплекта МС-1 входят: аппарат записи, пульт управления и соединительные кабели.

На некоторых типах самолетов аппараты записи помещаются в бронированный сферический кожух.

Принцип работы любого магнитофона состоит в намагничивании носителя информации сигналами регистрируемой речи, сохранении этого состояния звуконосителем сколь угодно долго и возможности последующего воспроизведения сделанной записи. Особенностями самолетного магнитофона МС-1 являются: применение в качестве носителя информации тонкой металлической проволоки диаметром 0,05 мм и невозможность воспроизведения сделанной записи на данном магнитофоне (записанная информация может быть прослушана только на специальном наземном магнитофоне МН-1).

На схеме (рис. 10) показаны основные элементы: пульт управления, автопуск, генератор стирания, усилитель записи, усилитель самопрослушивания, головки стирания (ГС) и записи (ГЗ), схема управления и протяжный механизм, состоящий из ведущей и ведомой кассет, редуктора и электродвигателя.

 

 

Рис. 10. Структурная схема магнитофона МС-1

Работа магнитофона.

При включении питания протяжный механизм обеспечивает движение звуконосителя в магнитном поле стирающей и записывающей головок с постоянной скоростью. Записывающая и стирающая головки представляют собой кольцевые электромагниты с зазором, в котором создается мощное магнитное поле. Вначале носитель информации проходит в магнитном поле стирающей головки, на которую с генератора стирания подается переменное напряжение ультразвуковой частотой 30 кГц. Происходит стирание ранее сделанной записи — размагничивание носителя информации.

На записывающую головку с усилителя записи подается электрическое напряжение, полученное в ларингофонах или микрофонах путем преобразования звуковых сигналов. Эти сигналы поступают от СПУ через пульт управления и усилитель записи магнитофона МС-1. В магнитофоне предусмотрены режимы записи: непрерывный и по сигналам автопуска. В режиме непрерывной записи протяжный механизм перемещает носитель информации в течение всего времени, пока магнитофон находится во включенном состоянии. В режиме «Автопуск» звуконоситель перемещается только в то время, когда имеются сигналы, подлежащие записи. Через 2—25 с после окончания сигнала протяжный механизм останавливается. Режим автопуска обеспечивает значительное увеличение продолжительности записи, так как во время продолжительных пауз в передаваемых сигналах носитель информации протягивается.

Схема управления обеспечивает автоматическое включение на запись резервного магнитофона при обрыве или окончании носителя информации на основном аппарате.

Назначение органов управления магнитофоном (рис. 11).

 

 

 

 

Рис. 11 Пульт управления

На пульте управления магнитофона находятся:

выключатель питания ВКЛ.—ВЫКЛ.;

переключатель режимов записи АВТОПУСК—НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА;

переключатель входов магнитофона СПУ—ЛАР. для переключения усилителя записи к самолетному переговорному устройству или непосредственно к ларингофонам (абонентской гарнитуре);

зеленая сигнальная лампа ЗАПИСЬ, которая загорается после включения магнитофона при наличии кассет и натяжении звуконосителя. При обрыве или окончании звуконосителя лампа гаснет и одновременно отключается двигатель протяжного механизма;

ручка ПОДСВЕТ потенциометра регулировки яркости лампы подсвета пульта.

На аппарате записи имеется тумблер включения протяжного механизма ВКЛ.—ВЫКЛ.

На некоторых типах самолетов устанавливается магнитофон без пульта управления. В этом случае управление им осуществляется от выключателя питания МС-61 и кнопки проверки КОНТР. МС-61, находящихся на рабочем месте оператора.

Эксплуатация самолетного магнитофона МС-1. Предполетная подготовка магнитофона проводится в такой последовательности:

выполнить внешний осмотр, при этом убедиться:

в надежности крепления аппарата записи и пульта управления;

в надежности подсоединения и контровки штепсельных

разъемов;

в отсутствии внешних механических повреждений блоков;

в наличии ведущей и ведомой кассет на подкассетниках и

носителя информации на них;

в отсутствии обрывов носителя информации;

подключить ларингофоны и шлемофон к разъемам;

тумблер питания на пульте управления должен находиться в положении ВЫКЛ., тумблер АВТОПУСК—НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА в положении НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА, тумблер СПУ—ЛАР. в положении ЛАР.;

включить питание на самолете, автомат защиты сети МС поставить в положение ВКЛ.;

тумблер питания на пульте управления поставить в положение ВКЛ., загораются лампы подсвета надписей пульта и лампа ЗАПИСЬ, протяжный механизм перемещает звуконоситель по рабочим пазам стирающей и записывающей головок;

произнести несколько слов, речь должна прослушиваться в телефонах без нажатия кнопки СПУ или ножной тангенты;

переключатель АВТОПУСК-НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА поставить в положение АВТОПУСК, через 5—25 с должна погаснуть лампа ЗАПИСЬ и остановиться звуконоситель;

сказать несколько слов, при этом должна загореться лампа ЗАПИСЬ, через 5—25 с после окончания фразы лампа ЗАПИСЬ' должна погаснуть;

выполнить аналогичную проверку при установке тумблера СПУ—ЛАР. в положение СПУ при нажатой кнопке (тангенте) СПУ;

переключатель АВТОПУСК—НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА поставить в положение НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА;

отключить магнитофон.

Перед полетом магнитофон включается после занятия рабочих мест членами экипажа и отключается после заруливания самолета на стоянку и выключения двигателей. Режим записи «Непрерывная работа» или «Автопуск» устанавливается тумблером в зависимости от продолжительности предстоящего полета. Режим «Непрерывная работа» более предпочтителен, так как. при этом нет потери отдельных звуков в начале фразы. В полете магнитофон не требует обслуживания. В случае обрыва звуконосителя основного прибора автоматически включается резервный.

return false">ссылка скрыта

На учебных самолетах с одним магнитофоном, где возможен доступ к аппаратуре записи, в случае обрыва звуконосителя оператор может связать его плотным прямым (морским) узлом.

Тумблером СНУ—ЛАР. вход усилителя записи подключается' к выходам абонентских аппаратов СПУ или ларингофонам членов экипажа. В режиме ЛАР. обеспечивается скрытность работы аппаратуры, так как в этом случае запись идет без нажатия кнопки СПУ и без передачи сигналов в эфир через радиостанции.

Магнитофон МС-61 (Ми-24В,Д).

Магнитофон МС-61на вертолёте Ми-24В,Д предназначен для записи речи с выходов радиостанций, СПУ-8 и автономной записи с ларингофонов на проволочный звуконоситель.

На магнитофоне обеспечивается запись сигналов с ларингофонов типа ЛА-5 с уровнем 0,15...3 В, а также с выходов радиоприемников или СПУ-8 с уровнем 5...120 В. Запись производится на проволочный звуконоситель типа ЭИ—708А с автоматическим стиранием предыдущей записи речи. Обес­печивается самопрослушивание записываемых сигналов. При обрыве или окончании звуконосителя протяжный механизм магнитофона останавливается, на пульте управления МС-61 предусмотрена све­товая сигнализация обрыва.

Основные технические данные.

Длительность непрерывной записи не менее 5,5 ч.

Неравномерность частотной характеристики усилителя записи магнитофона в диапазоне частот 300-3000 Гц относительно частот1000 Гц от 2 до + 2,5 дБ

Уровень сигнала прослушивания на телефонах не менее 25 В

Напряжение источника питания постоянного тока 27 В ± 10%

Потребляемая мощность не более 20 Вт

Габаритные размеры магнитофона 160Х132Х160 мм

Масса магнитофона без соединительных кабелей не более 4 кг

Комплектность и размещение МС-61 на вертолете.

В комплект МС-61 входят следующие блоки:

аппарат записи (1 шт.);

пульт управления (1 шт.).

Аппарат записи выполнен в виде отдельного блока, в котором смонтирован протяжный механизм с кассетами, элементы автоматики, блок головок, печатная плата усилителя записи, печатная плата схемы автопуска, корпус с разъемами и клеммой "Земля".

В состав блока головок входят две малогабаритные низкоомные магнитные головки — записывающая и стирающая.

Аппарат записи установлен на кронштейне в хвостовой балке на правом борту, между шпангоутами № 1 и 2.

Пульт управления предназначен для дистанционного управления аппаратом записи.

Пульт управления расположен в кабине экипажа на левом боковом пульте летчика.

Питание магнитофона МС-61 осуществляется постоянным током от шины аккумуляторов через предохранитель ПМ-5.

Внешний вид аппарата записи и пульта управления показаны на рис. 12.

 

Рис. 12. Внешний вид самолетного магнитофона МС-61

I — аппарат записи; II — пульт управления; 1 — переключатель "СПУ — Лар."; 2 — переключатель "Автопуск — Непрерывная работа"; 3 — выключатель "Вкл. — Выкл." питания аппаратуры МС-61; 4 — лампа сигнализации "Запись" о работе лентопротяжного механизма; 5 — лампа "Подсвет".

Принцип работы МС-61.

Принцип работы магнитофона основан на магнитной записи сигналов звуковой частоты.

Процесс записи происходит следующим образом. Звуковой сигнал, преобразованный ларингофоном или микрофоном в электрический, после усиления создает переменный магнитный поток перед зазором записывающей головки, изменяющийся в соответствии со звуковым сигналом. Этот магнитный поток намагничивает до различного уровня проволочный звуконоситель, равномерно движущийся перед зазором записывающей головки.

Таким образом звуковой сигнал фиксируется на звуконосителе в виде остаточной магнитной индукции, изменяющейся по длине звуконосителя в соответствии со звуковым сигналом.

Конструкция магнитофона и записывающей головки предусматривает применение магнитной записи звука с высокочастотным подмагничиванием. Высокочастотное подмагничивание спрямляет динамическую характеристику и расширяет ее линейный участок по сравнению с подмагничиванием постоянным током, при котором звуконоситель всегда остается намагниченным.

Процесс стирания магнитной записи осуществляется переменным магнитным полем сверхзвуковой частоты, которое создается в рабочем зазоре стирающей головки аппарата.

Органы управления и индикации включение МС-61

Пульт управления МС-61 показан на рис. 12, II.

В зависимости от продолжительности полета, продолжительности и периодичности записи информации, переключателем "Автопуск — Непрерывная работа" выбирается режим работы магнитофона.

Следует учесть, что режим "Непрерывная работа" является более предпочтительным, так как обеспечивает запись всей информации без потери отдельных звуков, возникающих при запуске магнитофона в режиме "Автопуск". Во всех случаях при продолжительности полета, не превыша­ющей 5,5 ч, производится запись в режиме "Непрерывная работа". При длительности записи, превышающей 5,5 ч, используется режим "Автопуск". Магнитофон МС-61 включается выключателем "Вкл.—Выкл.", размещенным на пульте управления, установкой его в положение "Вкл." или автоматически через концевой выключатель АМ-800К (поз. 1819) и реле ТКЕ21ПОДГ (поз. 1809).

 

Речевой информатор РИ-65Б.

Речевые информаторы предназначены для выдачи экипажу самолета разовых команд, предупреждающих о возникновении ситуаций, угрожающих безопасности дальнейшего продолжения полета.

В комплект аппаратуры РИ-65Б входят аппарат речевой информации РИ-65—10 и кнопки ПОВТОР., ПРЕКРАЩЕНИЕ, ПРОВЕРКА.

По принципу действия речевой информатор — это звуковоспроизводящий аппарат. Записанные на носителе информации (магнитной ленте) команды воспроизводятся речевым информатором по установленной программе при возникновении соответствующей ситуации. Для привлечения внимания экипажа к подаваемым командам все они записаны женским голосом. При поступлении сигналов от нескольких датчиков одновременно команды выдаются последовательно в зависимости от степени их важности.

Количество записанных команд в речевом информаторе не более 16. Каждая команда выдается автоматически дважды в течение 10—12 с. На" информаторе записаны следующие команды: «Пожар», «Проверить стреловидность», «Выпусти шасси», «Включи гидросистему», «Проверь интерцептор», «Проверь давление в гидросистеме», «Опасная высота» (от радиовысотомера малых высот РВ-4), «Скорость велика», «Перенаддув кабины», «Упало давление в кабине», «Проверь закрылки», «Проверь предкрылки», «Открой створки подпитки», «Включи автоматику топлива» (свободная), «Проверка» (при нажатии кнопки на пульте пилота).

Нажатием кнопки ПОВТОР., ПРЕКРАЩЕНИЕ и ПРОВЕРКА летчик может обеспечить повторение выданной команды, прекращение ее и проверку работоспособности аппаратуры.

Аппаратура речевых сообщений РИ-65 на вертолёте Ми-24В,Д

Аппаратура речевых сообщений на вертолёте Ми-24В,Д предназначена для речевого оповещения членов экипажа вертолёта и наземного командного пункта через вертолетную радиостанцию Р-860-1 (Р-863) об аварийных ситуациях в полете.

Речевые сообщения выдаются автоматически на телефоны членов экипажа и на вход передатчика радиостанции Р-860-1 (Р-863) при поступлении на блок речевых сообщений (блок РИ-65-10) (рис. 13) сигналов от датчиков бортовых систем.

 

 

Рис. 13. Бортовой аппарат речевых сообщений РИ-65-10

1 — предохранитель; 2 — разъем для подключения радиоэлектронного оборудования; 3, 4 — заглушки; 5 — разъем для подключения датчиков бортовых систем; 6 — регуляторы уровней.

Ниже приводится перечень речевых сообщений, выдаваемых аппаратурой РИ-65.

№ каналов Текст речевого оповещения, выдаваемый членам экпажа Наименование датчика (аппаратуры), выдающего сигнал на блок речевых сообщений. Место установки
Борт №... Пожар (выдается автоматически через Р-860-1 (Р-863)) Датчик сигнализации пожара в отсеке левого двигателя Датчик сигнализации пожара в отсеке правого двигателя Датчик сигнализации пожара в отсеке главного редуктора Датчик сигнализации пожара в отсеке АИ-9В
Вибрация левого двигателя Аппаратура ИВ-500Е (1-й канал). Датчик МВ-03 аппарату­ры размещается на корпусе левого двигателя
Вибрация правого двигателя Аппаратура ИВ-500Е (2-й канал). Датчик МВ-03 аппарату­ры размещается на корпусе правого двигателя  
Отказала основная гидросистема Сигнализатор МСТ-55АС давления основной гидросистемы. На корпусе гидроблока
Отказала дублирующая гидросистема Сигнализатор МСТ-35С давления газовой полости гидроак­кумулятора дублирующей гидросистемы. На корпусе гидро­блока
Аварийный остаток топлива Датчик топливомера левого расходного бака. На левом расходном баке Датчик топливомера правого расходного бака. На правом расходном баке
Мало давление масла в редукторе Сигнализатор давления масла в редукторе. На корпусе главного редуктора  
Отказал насос расходного бака. Сигнализатор давления насоса левого расходного бака. На левом расходном баке Сигнализатор давления насоса правого расходного бака. На правом расходном баке
Проверь остаток топлива Сигнализатор приборной скорости ССА-0,7—2,2. В радиоотсеке на правом борту Указатель радиовысотомера РВ-5. На приборной доске летчика
Выпусти шасси РИ-65 исправен Кнопка "Проверка" на задней верхней панели левого бокового пульта летчика

Примечание. Речевые сообщения перечислены в порядке их важности. Сообщение "Мало давление масла в редукторе" автоматически включается от сигнализатора давления масла в главном редукторе. На вертолетах, не оборудованных сигнализатором давления масла, указанное речевое сообщение отсутствует. Борт №... это заводской номер вертолета.

Речевые сообщения по каналам 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 подтверждаются световой индикацией.

При речевом сообщении по 1 каналу, выдаваемому в эфир, на щитке противопожарной системы левого бокового пульта летчика загорается соответствующее табло сигнализации.

При речевом сообщении по 3 или 4 каналам загораются соответственно табло сигнализации "Лев. двиг. вибрация повышена", "Прав. двиг. вибрация повышена" на приборной доске летчика.

При речевом сообщении по 5 каналу гаснет табло сигнализации гидросистемы "Основн. вкл." и загорается табло "Дублир. вкл." на верхней панели левого переднего пульта летчика.

При речевом сообщении по 6 каналу загорается табло сигнализации гидросистемы "Дублир. не работ." на верхней панели левого переднего пульта летчика.

При речевом сообщении по 7 каналу загорается одно или два табло сигнализации "Лев. бак осталось 120 л", "Прав. бак осталось 120 л" на приборной доске летчика.

При речевом сообщении по 8 каналу загорается табло сигнализации "Гл. ред. давление мало" на приборной доске летчика.

При речевом сообщении по 9 каналу гаснут табло сигнализации "Насос работает № 1" или "Насос работает № 2" на щитке топливной системы левого бокового пульта летчика.

При заходе на посадку, когда высота становится меньше заданной высоты и скорость менее 70 км/ч, аппаратура РИ-65 срабатывает и выдает сигнал летчику о необходимости выпуска шасси.

Основные технические данные РИ-65.

Напряжение источника питания постоянного тока 27 В +-4 10%

Время одного цикла (двухкратное воспроизведение), порядка 10—12 с

Напряжение помех, создаваемое электродвигателем постоянного тока по цепи питания в диапазоне частот 0,15...150 мГц не превышает соответственно 1000...200 мкв

Мощность, потребляемая аппаратурой не превышает 35 Вт

Масса блока РИ-65-10 не более 6,5 кг

Габаритные размеры блока РИ-65-10, 160X228X228 мм

Речевое сообщение выдается на телефоны членов экипажа и на вход бортовой радиостанции Р-860-1 при поступлении на вход блока речевых сообщений (РИ-65-10) сигнала величиной от + 20 до + 30 В (от -20 до -30 В) длительностью не менее 50 мс с крутизной переднего фронта не более 1 с.

Примечание. На вход бортовой радиостанции подается только сигнал о пожаре.

При многократном следовании сигналов от датчика с интервалом менее 50 мс аппаратура РИ-65 реагирует как на непрерывный сигнал.

При поступлении непрерывного сигнала или сигнала длительностью более 50 мс аппаратура воспроизводит каждое речевое сообщение автоматически дважды.

При поступлении сигналов от нескольких датчиков одновременно речевые сообщения выдаются последовательно в зависимости от степени важности.

Комплектность и размещение аппаратуры РИ-65

В комплект аппаратуры РИ-65 входят:

блок речевых сообщений РИ-65-10, предназначенный для автоматической выдачи речевых сообщений на телефоны членов экипажа и на вход передатчика Р-860-1 при поступлении сигналов от датчиков бортовых систем. (На радиостанцию подается сигнал только от датчиков о пожаре).

Блок речевых сообщений РИ-65-10 установлен в радиоотсеке на правом борту, между шпангоутами № 13 и 14.

Кнопки "Пров.", "Повт.", "Откл.", размещенные на задней верхней панели левого бокового пульта летчика и предназначенные для оперативного управления блоком РИ-65-10.

Питание аппаратуры осуществляется от шины аккумуляторов через АЗСГК-2 "Речевой информатор", установленный на левом пульте АЗС.

Внешний вид блока РИ-65-10 показан на рис. 13.

Принцип работы аппаратуры РИ-65

В аппарате речевых сообщений (блок РИ-65-10) используется многоканальная запись сигналов речевого спектра на магнитную ленту и их воспроизведение. Запись речевых сообщений осуществляется с помощью двух полублоков магнитных головок.

Сигналы от микрофона или промышленного магнитофона подаются на вход наземного записывающего устройства (блок РИ-65-50) и после их усиления в обмотку универсальной головки блока РИ-65-10. Одновременно в эту же головку подается высокочастотный (ультразвуковой) ток смещения. Оба тока создают в рабочей щели универсальной головки магнитное поле, в котором при записи равномерно движется лента. В каждый момент времени участок ленты, находящийся в магнитном поле головки, намагничивается. Поле головки изменяется в соответствии с изменением сигнала, поступающего от микрофона. Каждый элемент магнитный ленты, вышедший из магнитного поля головки, сохраняет остаточную намагниченность. Таким образом, сообщения записываются на ленте в виде остаточного намагничивания, изменяющегося вдоль носителя.

Воспроизведение записанных сигналов осуществляется той же универсальной головкой.

Сигнал от бортового датчика сигнализации поступает на блок РИ-65-10, где осуществляется выбор сигналов по степени важности, включается лентопротяжный механизм ЛПМ и сам сигнал усиливается до необходимого уровня. Как только носитель начинает транспортироваться мимо щели универсальной головки, воспроизводимый сигнал будет подаваться на телефоны летчика и на вход передатчика радиостанции Р-860-1.

Органы управления и включение аппаратуры РИ-65

1. Кнопка "Пров." выдает речевые сообщения РИ-65 исправен.

2. Кнопка "Повт." предназначена для получения повторного речевого сообщения.

3. Кнопка "Откл." предназначена для отключения данного речевого сообщения.

4. Концевой выключатель АМ-800К, установленный на левой стойке шасси, осуществляет автоматическое подключение сигналов речевых сообщений от датчиков бортовых систем. При проверке исправности цепей сигналов датчиков на земле необходимо нажать (замкнуть) концевой выключатель АМ-800К, после чего должны прослушиваться речевые сообщения по 5, 6, 8, 9 каналам. Включение РИ-65 производится автоматом защиты сети АЗСГК-2 "Речевой информатор".

Работоспособность аппаратуры РИ-65 проверяется по 16 каналу при нажатии кнопки "Пров.". Прекращение прослушивания речевой информации и перевод бортовой радиостанции из режима "Передача" в режим "Прием" производится нажатием кнопки "Откл."

Наземная аппаратура РИ-65

Запись речевых сообщений и проверка аппаратуры РИ-65 в условиях мастерских производится с помощью наземного записывающего устройства блока РИ-65-50.

С помощью блока РИ-65-50 можно осуществить следующие виды работ:

запись речевых сообщений на магнитный носитель блока РИ-65-10 (режим "Запись");

стирание ранее записанных сообщений (режим "Стирание");

проверку работоспособности бортовой аппаратуры РИ-65;

контроль параметров блока РИ-65-50 (режим "Контроль").


3. Назначение, основные ттд, принцип работы аварийно спасательной радиостанции индивидуального пользования Р-855УМ

 

Аварийная радиостанция Р-855УМ

Радиостанция Р-855УМ («Камелия») представляет собой индивидуальную аварийную приемопередающую радиостанцию диапазона УКВ. Предназначена для ведения симплексной радиосвязи экипажа, потерпевшего аварию, с самолетами (вертолетами) спасательной службы и выхода их к месту нахождения экипажа.

В комплект радиостанции (рис. 14) входят приемопередатчик, батарея «Прибой», штыревая антенна, запасная антенна, кабель для подключения шлемофона.

 

Рис.14. Комплект радиостанции Р-855УМ

1 — приемопередатчик; 2 — штыревая антенна; 3 — запасная антенна; 4 — батарея ПРИБОЙ-2С; 5 — переходный кабель

Радиостанция Р-855УМ размещается в летном обмундировании члена экипажа либо в составе автоматического радиомаяка («Комар-2М»), входящего в состав носимого аварийного запаса.

Радиостанция Р-855УМ имеет следующие тактико-технические данные

Дальность связи с самолетными радиостанциями зависит от чувствительности самолетной радиостанции, высоты полета, типа применяемой антенны и приведена в таблице 1

Таблица 1

Тип антенны Высота полета, км Дальность связи, км Дальность пеленгования АРК-У2, км
Штыревая на высоте 1,5—1,7 м 16—34 22—56 30—40 60—70
Надувная (изделия «Комар-2М») 16-34 27—64 35—55 5—65

Примечание. Первое значение дальности соответствует чувствительности бортового приемника 7 мкВ, второе — 2 мкВ.

Дальность связи между двумя членами экипажа на равнинной местности 800 м.

Время непрерывной работы по циклу:

1 мин — передача, 3 мин — прием не менее 60 ч.

Время непрерывной работы в режиме «Тон» («Маяк») не менее 24 ч.

Частота связи фиксированная 121,5 МГц.

Мощность передатчика 0,13 Вт.

Чувствительность приемника 25 мкВ.

Развертывание радиостанции и ведение радиосвязи

Радиостанция Р-855УМ рассчитана на работу в следующих вариантах:

с внутренним микротелефоном и штатной антенной (рис.15);

со шлемофоном и штатной антенной (рис.16);

в составе изделия «Комар-2М» (рис.17).

 

Рис. 15. Работа с внутренним микротелефоном. Рис. 16. Работа со шлемофоном.

 

Рис. 17. Радиостанция в составе изделия «Комар-2М».

1 — приемопередатчик; 2 — «Комар-2М»; 3—фал; 4 — включатель;

5 — разъем сочленения с приемопередатчиком; 6 — батарея «Прибой-2С».

Развертывание радиостанции и ведение радиосвязи с внутренним микротелефоном и штатной антенной производятся в такой последовательности:

присоединить антенну к приемопередатчику и взвести ее;

подключить батарею «Прибой-2С» непосредственно к при­емопередатчику;

для работы на прием нажать кнопку ПРИЕМ, при этом в микротелефоне должен появиться характерный шум и принимаемые сигналы;

для работы на передачу нажать кнопку ПЕРЕДАЧА, поднести микротелефон ко рту (3—5 см) и нормальным голосом передать необходимое сообщение, антенна при этом должна занимать вертикальное положение;

Для передачи в режиме «Тон» («Маяк») нажать одновременно кнопки ПРИЕМ и ПЕРЕДАЧА, в микротелефоне при этом должен прослушиваться тон частот 1000 Гц (1—3 раза в секунду).

При длительной работе в любом режиме нужную кнопку можно зафиксировать в нажатом состоянии.

Развертывание радиостанции и ведение радиосвязи со шлемофоном и штатной антенной производятся так же, как при работе с внутренним микротелефоном. Различие состоит в том, что приемопередатчик соединяется с батареей «Прибой-2С» через переходной кабель, к которому подключается шлемофон типа ГШ-6А, J1II-3, ГШ-ЗМ, ГШ-8Д.

При использовании радиостанции в изделии «Комар-2М» радиостанция, включенная в режим «Тон» (нажаты и зафиксированы обе кнопки), размещается в отсеке надувной оболочки антенны и подключается к антенне и соединительному фалу при укладке НАЗ (носимого аварийного запаса). Фал подключается к батарее питания, расположенной в обмундировании члена экипажа, при посадке в кресло.

Развертывание надувной оболочки антенны и включение радиостанции в режим «Тон» («Маяк») происходит автоматически при раскрытии парашюта после покидания самолета.

Для прослушивания сигналов радиостанции в режиме «Тон» и работы на прием и передачу шлемофон подключается к разъему фала непосредственно или через переходной разъем (в зависимости от применяемого типа шлемофона).

Для работы на прием и на передачу необходимо радиостанцию извлечь из отсека надувной оболочки и осуществлять связь, используя либо антенну изделия «Комар-2М», либо штатную штыревую антенну. Порядок работы на радиостанции при этом не изменяется.

При работе радиостанции на предельных расстояниях необходимо помнить, что ультракороткие волны распространяются в пределах прямой видимости, отражаются и поглощаются препятствиями. Поэтому нельзя располагаться с радиостанцией вблизи скатов возвышенностей, насыпей, здания, поперечных линий связи и линий электропередач и т. п. При работе из каменного здания необходимо выбирать окно, выходящее на корреспондента. При установлении радиосвязи рекомендуется располагаться на возвышениях, дальность связи при этом увеличивается. Если радио­станция попала в воду, то необходимо слегка встряхнуть ее после извлечения из воды и проверить, нет ли воды в разъемах и изо­ляторах, если есть, то продуть и протереть их.

При работе радиостанции в условиях ниже 0°С батарею обязательно поместить под одежду.

При охлаждении до — 10°С перед использованием радиостанцию обогреть при температуре 20—30,°С в течение 0,5—1 ч (поместить под одежду, у костра и т. п., температура обогрева не должна превышать + 50°С).

Для нормальной работы микротелефона при отрицательных температурах необходимо остудить радиостанцию до окружающей температуры (но не батарею), вывернуть на 10-15 с винт герметизации и снова загерметизировать.

Радиостанция Р-855УМ (руководство по технической эксплуатации)

Указания мер безопасности:

при проверках и регулировках радиостанций, производимых с применением приборов, необходимо соблюдать все правила по технике безопасности, предусмотренные при работе с сетевыми электроизмерительными приборами, т. е. следить за тем, чтобы все приборы были заземлены, кабели питания приборов |не имели оголенных проводов и т. д.;

монтажные работы производить при выключенном питании радиостанции во избежание замыкания и выхода из строя элементов приемопередатчика.

Подготовка к работе и порядок работы, радиостанции рассчитан на работу в следующих вариантах:

с внутренним микротелефоном и штатной антенной;

со шлемофоном и штатной антенной;

в составе изделия «Комар-2М».

Правила подготовки и работы на радиостанции.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для нормальной работы кнопки должны быть нажаты до упора. В промежуточных положениях и при переключениях может прослушиваться дополнительный тон.

Работа с внутренним микротелефоном и штатной антенной (см. рис. 15).

Взведите антенну и присоедините ее к приемопередатчику.

Антенна радиостанции должна занимать вертикальное положение.

Подключите батарею непосредственно к радиостанции.

Расфиксируйте кнопки движением фиксатора вниз относительно антенного гнезда,

ПРИЕМ: нажмите кнопку ПРИЕМ. Шум в микротелефоне указывает на нормальную работу приёмника.

ПЕРЕДАЧА ГОЛОСОМ: нажмите кнопку ПЕРЕДАЧА, поднесите близко ко рту (3—5 см) микрофон и говорите нормальным голосом.

ПЕРЕДАЧА ПРЕРЫВИСТЫМ ТОНОМ (маяк): нажмите обе кнопки. При длительной работе в любом режиме нажмите нужные кнопки и зафиксируйте фиксатором.

Работа со шлемофоном и штатной антенной (см. рис. 16).

Взведите антенну и присоедините ее к приемопередатчику. Подключите батарею к приемопередатчику через переходной кабель. Подключите к переходному кабелю шлемофон.

Расфиксируйте кнопки движением фиксатора вниз относительно антенного гнезда. Включение на прием, передачу и в режим «Тон» производится аналогично случаю работы с внутренним микротелефоном. При этом в режиме «Передача» работает только микрофон (ларингофон) шлемофона.

Переходной кабель обеспечивает работу со следующими типами шлемофонов: ГШ-6А, ГПШ-3, ЗМ, ГШ-8А.

Если в составе полетного костюма используется иной шлемофон, необходимо работать с внутренним микротелефоном.

Работа в составе изделия «Комар-2М» (см. рис.17).

При использовании радиостанции в составе изделия «Комар-2М» радиостанция, включена в режим «Тон», размещается в отсеке надувной оболочки антенны, подключается к антенне и соединённому фалу при укладке НАЗа. Фал подключается к батарее питания, расположенной в обмундировании летчика, при посадке в кресло самолета. На фале имеется включатель питания, срабатывающий при выдергивании чеки. Развертывание надувной оболочки антенны и включение радиостанции в режим «Тон»; происходит автоматически при развертывании парашюта после катапультирования, при этом никакой предварительной подготовки к работе не требуется.

Для прослушивания сигналов радиостанции в режиме «Тон» и работы на прием и передачу неоходимо подключить шлемофон к разъему фала БРС-19. Шлемофон, имеющий разъем БРС-19, подключается непосредственно к фалу, а остальные шлемофоны — через соответствующий переходной разъём. На переходном разъеме выгравирован тип шлемофонов, для которых он предназначен. Имеет переходной разъем для шлемофонов ГШ-6А, ГПШ-3, ЗШ-ЗМ, ГШ-8А.

Для работы на «Приём» и «Передачу» необходимо извлечь приемопередатчик из отсека надувной оболочки, для чего необходимо открыть крышку на нижней части надувной оболочки. Работа по правилам работы со шлемофоном.

При повреждении надувной оболочки рекомендуется использовать штатную антенну, находящюуся в НАЗе.

Свертывание радиостанции

Зафиксируйте все кнопки в отпущенном положении. Отсоедините и сверните антенну.

При работе со шлемофоном отключите переходной кабель.

При работе в составе изделия «Комар-2М» отключите батарею, уложите радиостанцию в отсек надувной оболочки, если она извлекалась оттуда, закройте крышку.

Особенности эксплуатации.

При работе с радиостанцией на предельных расстояниях необходимо учитывать особенности распространения ультракоротких волн, которые, встречая на своем пути препятствия, отражаются и преломляются ими. Поэтому при выборе места расположения радиостанции надо руководствоваться правилами:

а) не располагаться с радиостанцией в непосредственной близости от местных предметов, крутых скатов. возвышенностей, насыпей, каменных и железобетонных зданий, металлических конструкций, поперечно идущих линий электропередач, линий проводной связи и т. д.;

б) при работе из каменных зданий следует выбирать помещение с окнами, выходящими на корреспондента;

в) при расположении радиостанции на вершине горы, на деревьях, на крышах строения дальность связи увеличивается.

В целях экономии питания целесообразно включать радиостанцию только в необходимых случаях.

Для нормальной работы радиостанции необходимо изолятор у основания антенны содержать чистым и сухим.

При работе с радиостанцией в условиях пониженных температур (ниже 0°С) окружающее батарею нужно обязательно поместить во внутренний карман полетного обмундирования.

Если батарея охлаждена ниже минус 10°С, то перед использованием ее необходимо отогреть при температуре 20—30°С в течение 0,5—1 часа. Для этого в полевых условиях батарею разместить под одежду ближе к телу, отогреть у костра, или в ином обогреваемом месте, температура обогрева не должна превышать 50°С.

Для нормальной работы с внутренним микротелефоном при отрицательных температура после перепада давления необходимо сделать следующее:

а) вывернуть винт герметизации на нижней части корпуса и вести работу;

б) после подогрева радиостанции до температуры окружающей среды и выравнивания винт герметизации завернуть.

При работе с радиостанцией в условиях повышенных температур (40—50°С) батарею прятать не нужно. Рекомендуется при длительной работе на солнцепеке выбрать место где бы тень от оператора падала на блок приемопередатчика. Это позволит избежать сильн0го нагрева блока приемопередатчика.

При работе с радиостанцией в условиях повышенной влажности специальных мер предосторожности не требуется.

При работе с радиостанцией на море необходимо смотреть за тем, чтобы антенна была вертикальном положении и вода не попадала на антенный изолятор.

Если радиостанция была какое-то время в воде в нерабочем состоянии или упала в воду то необходимо слегка встряхнуть ее после извлечения из воды, проверить нет ли воды на антенном изоляторе и разъемах кабелей. Если вода попала в разъемы или на антенный изолятор, то сдуть или стряхнуть ее и вытереть изолятор насухо. Морская вода имеет большую электропроводимость и может вывести из строя батарею питания.


4. Назначение, основные тактико-технические данные, состав, размещение командных радиостанций Р-832М, Р-860, Р-862 на самолёте и вертолёте.

 

Радиостанция Р-832М («Эвкалипт-СМ») представляет собой самолетную приемопередающую симплексную ультракоротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне метровых и дециметровых воли. Она предназначена для обеспечения экипажей самолетов симплексной бесподстроечной беспоисковой открытой или закрытой радиосвязью как с командными пунктами, так и между собой в режиме амплитудной модуляции и частотной манипуляции при сопряжении с аппаратурой быстродействия (типа Р-099).

Радиостанция работает в ультракоротковолновом (УКВ) и дециметровом (ДЦВ) диапазонах волн. Радиостанция позволяет выбор любой из 20 предварительно настроенных частот связи либо любой из 3400 в диапазоне ДЦВ или любой из 617 в диапазоне УКВ частот в полете.

Использование для УКВ воздушной радиосвязи метрового и дециметрового диапазонов позволяет иметь большее количество рабочих частот связи, применять на самолетах малогабаритные невыступающие антенны и в значительной мере снизить воздействие атмосферных, индустриальных и других радиопомех.

Настройка станции стабилизирована с помощью 32 кварцев, что обеспечивает возможность установления связи без поиска и подстройки. Радиостанция может быть предварительно настроена на земле на 20 заранее выбранных каналов для использования в полете любого из них. На каналах от 0 до 9 набираются частоты УКВ диапазона, на каналах от 10 до 19 — ДЦВ диапазона. В станции предусмотрена автоматическая регулировка усиления приёмника, позволяющая сохранять постоянным уровень его выходного напряжения независимо от изменения расстояния до объекта связи. Это освобождает летчика от необходимости многократной регулировки громкости звука в телефонах.

Радиостанция Р-832М построена по трансиверной схеме: часть ее элементов работает как при приеме, так и при передаче, частота приема всегда равна частоте передачи. Поэтому радиостанция работает только в симплексном или полудуплексном режиме.

В радиостанции Р-832М предусмотрены сочленение с автоматическим радиокомпасом АРК-УД или АРК-УМ и работа в режиме «Привод». Это обеспечивает решение задач межсамолетной навигации по встрече самолетов в воздухе, а также поиска экипажей, потерпевших аварию, путем выхода на сигналы аварийной радиостанции (Р-855УМ, Р-855Д).

Режимы работы радиостанции Р-832М.

В радиостанции Р-832М предусмотрены следующие режимы работы: «Связь», «Резервное СПУ», «Пеленг» и «Привод».

Режим «Связь» является основным режимом работы радиостанции, обеспечивающим ведение двусторонней радиосвязи по линиям самолет — земля и самолет — самолет. Управление радиостанцией осуществляется с пульта управления и кнопкой ПЕРЕДАЧА (РАДИО). При нажатии кнопки ПЕРЕДАЧА (РАДИО) радиостанция работает в режиме передачи при обязательном охлаждении до 20 минут непрерывно или 12 часов по циклу: 1 минута - «Передача», 3 минуты - «Приём», при ненажатой кнопке - в режиме приема.

Для ведения автоматической радиосвязи с использованием спецаппаратуры в радиостанции Р-832М предусмотрена телеграфная работа с частотной манипуляцией. В этом случае радиостанция комплектуется блоком частотной телеграфии (блок 52), предназначенным для связи радиостанции со спецаппаратурой. Управление радиостанцией в этом случае автоматическое, за исключением установки частоты связи. В режиме ЧТ радиостанция излучает и принимает частотно-манипулированные сигналы, сдвиг частоты при этом составляет- 6 кГц.

В режиме «Резервное СПУ» радиостанция Р-832М используется для ведения внутрисамолетной связи между членами экипажа при отказе самолетного переговорного устройства (СПУ). Включение режима «Резервное СПУ» осуществляется специальным выключателем РЕЗЕРВНОЕ СПУ, работа радиостанции на внешнюю связь при этом не прекращается. Сигналы внутрисамолетной связи прослушиваются совместно с сигналами внешней связи.

В режиме «Привод» радиостанция Р-832М работает на передачу и используется как приводная самолетная радиостанция при решении задач межсамолетной навигации. В этом режиме радиостанция непрерывно излучает амплитудно-модулированные сигналы. Для опознавания радиостанции, работающей в режиме «Привод», периодически передается позывной, выдаваемый датчиком М4-64А и звуковым генератором. Работа радиостанции в режиме «Привод» допустима не более 20 мин. Перевод радиостанции в режим «Привод» осуществляется специальным переключателем.

В режиме «Пеленг» радиостанция Р-832М работает совместно с автоматическим радиокомпасом АРК-У2 (АРК-УМ, АРК-УД). В этом режиме обеспечивается работа автоматического радиокомпаса АРК-У2 для пеленгования работающей на передачу самолетной УКВ радиостанции (режим «Привод») при решении задач межсамолетной навигации (например, для встречи с самолетом-заправщиком). Перевод радиостанции в режим «Пеленг» осуществляется специальным переключателем при включенном АРК-У2.

Основные технические данные.

Диапазоны частот:

ДЦВ - 220 - 389,5 МГц (длина волны 1,30—0,77 м)

УКВ - 118 - 140 МГц (длина волны 2,54-2,14 м)

Общее количество фиксированных частот связи в диапазонах:

ДЦВ - 3400 (с разносом через 50 кГц)

УКВ - 617 (265 с разносом через 83,3 кГц, 441 — с разносом через 50 кГц)

Общий уход частоты радиостанции от номинала при различных эксплуатационных условиях - 6 кГц

Количество предварительно настраиваемых каналов 20

Время перехода с приема на передачу и обратно 0,5 с

Время перехода с одного канала на другой 4 с

Чувствительность приемника не менее 4 мкВ

Мощность передатчика (номинальная) 15 Вт

Выходное напряжение (максимальное) на высокоомных телефонах 130 ± 20В

Потребляемая мощность от сети 115 В 400—900 Гц (в режиме передачи) - 200 В*А

Потребляемая мощность от сети 115 В 400 Гц (в режиме приема и передачи) - 150 В*А

Потребляемая мощность от сети постоянною тока 27±2,7 В:

в режиме приема (с включенным термостатом) - 100 Вт

в режиме передачи (с включенным термостатом) - 180 Вт

Масса комплекта - 26,5 кг

Гарантийный срок - 100 ч.

Дальность радиосвязи в пределах прямой радиовидимости по линии самолет — земля: при работе с наземной радиостанцией Р-831 - не более 310 км; при работе с наземной радиостанцией Р-834 - не более 520 км.

Дальность радиосвязи по линии самолет-самолет при высотах полета более 1000 м - не менее 150 км.

Комплект блоков радиостанции Р-832М.

Существует ряд вариантов комплектации радиостанции Р-832М, различающихся по следующим признакам:

по количеству приемопередатчиков (с одним или двумя);

по количеству мест управления (управление с одного или с двух рабочих мест);

по возможности управления каналами и частотами связи (станция может позволять выбор в полете любой из 20 предварительно настроенных частот связи либо любой частоты связи);

по наличию дополнительного или аварийного приемника.

В комплект радиостанции Р-832М входят: приемопередатчик с выпрямительным устройством (блок АБВ); пульт дистанционного управления (ПУ) с запоминающим (ЗУ) или с наборным (НУ) устройством; фильтр нижних частот (ФНЧ); блок согласования; кнопка ПЕРЕДАЧА (РАДИО); антенна.

Кроме того, в комплекте радиостанции может быть аварийный приемник (АП) для обеспечения дежурного приема сигналов бедствия на аварийной частоте дециметрового (243 МГц) или метрового (121,5 МГц) диапазона или дополнительный приемник (ДП) с антенной для осуществления дуплексной работы.

Радиостанция устанавливается на самолетах различных типов, поэтому она имеет несколько вариантов комплектаций. В состав радиостанции могут входить приемопередатчик, пульт управления ПУ-1 (ПУ-2, ПУ-2А, ПУ-3), распределительная коробка к пультам, блок частотной телеграфии, блоки согласования со специальной аппаратурой и аварийным приемником и фильтр нижних частот. Кроме того, к одному или нескольким комплектам радиостанции может придаваться контрольно-индикаторный блок ИК, предназначенный для измерения режимов и проверки работоспособности радиостанции.

При управлении с одного рабочего места используется один пульт управления (ПУ-1). При управлении с двух рабочих мест используются два пульта управления (ПУ-2 и ПУ-2а).

Простейший вариант комплектации радиостанции (вариант № 1), устанавливаемой на одноместных самолетах, рассчитан на управление радиостанцией с одного рабочего места и имеет в своем составе пульт управления ПУ-1 с запоминающим устройством (ЗУ). С помощью ЗУ на земле предварительно выбирается и запоминается определенная комбинация электрических цепей радиостанции, соответствующая настройке ее на 20 частот связи. В полете для перехода с одной частоты на другую достаточно перевести переключатель ЗУ из одного положения в другое. Число частот предварительной настройки принято называть числом каналов настройки радиостанции.

На многоместных самолетах вместо пульта управления ПУ-1 в радиостанции могут устанавливаться ПУ-2, ПУ-2А, ПУ-3, которые через распределительную коробку соединяются с СПУ и допускают управление радиостанцией с двух рабочих мест. Пульт управления ПУ-2 отличается от ПУ-1 наличием тумблера, с помощью которого оператор может брать управление радиостанцией на себя с любого рабочего места. В ПУ-2А вместо ЗУ применяется наборное устройство (обычно метрового диапазона волн), с помощью которого можно набрать любую частоту связи, лежащую в диапазоне частот радиостанции. В пульте ПУ-3 вместе с ЗУ устанавливается и наборное устройство.

В комплект Р-832М входят основные блоки, показанные на рис.18,кроме того, на самолете СУ-17М установлены:

килевая антенна;

кнопка КНР включения режима передачи с тра­фаретом РСИУ;

переключатель ППГ-15К с трафаретом РА­ДИО - АРК. РСБН;

выключатель ВГ-15К подавления шумов с трафа­ретом ПОДАВ. ШУМОВ - ВЫКЛ.;

реле ТКЕ21ПОДГ включения микрофона;

выключатель ВГ-15К с трафаретом НАЗЕМН. СПУ—ВЫКЛ., используемый при наземном обслуживании для включения станции в режим переговорного устройства;

диод Д305 (на самолетах до №6701 и с №72201);

резистор ОМЛТ-0,5-4,Зк± 10%;

переменный резистор СП-1-1-А-22к±20%;

микрофон ДЭМШ-1А (в подшлемнике гермошле­мов ГШ-6М или ГШ-4МС);

телефоны ТА-56М;

микрофонный усилитель УМ-1 (в гермошлеме ГШ-6М);

автомат защиты АЗРГК-5 с трафаретом РА­ЦИЯ;

штепсельный разъем для подключения наземного абонента;

разделительный трансформатор ТР-1.

К Р-832М подключается микрофонный усилитель УК-2М, который используется при работе с ГШ-4МС.

 

Рис. 18. Радиостанция Р-832М

1 - приемопередатчик (блок АБВ), 2 - фильтр низких частот (блок 28), 3 - блок согласования (блок 14); 4 - пульт управления (блок 39) с запоминающим устройством (блоком 64), 5 - коробка предохранителей (блок 26).

Размещение радиостанции Р-832М на самолёте Су-17М (см. Альбом схем к методическим разработкам по дисциплине «Э и Р РЭО СВАР»).

Блок АБВ установлен в верхней части закабинного отсека между шп. № 13 и 13гк.

Блок 28 установлен в верхней части закабинного отсека, между шп. № 12 и 13, слева.

Блок 39 с блоком 64 установлен на левом борту кабины.

Блок 14 установлен на левом борту кабины.

Блок 26 установлен в верхней части закабинного отсека, между шп. № 13 и 13 гк.

Антеннарадиостанции устанавлена внутри стеклотекстолитовой законцовки киля фюзеляжа самолёта на литой панели с помощью уголков (у основания) и фигурных щек (в верхней части) и выполнена из листа двухстороннего фольгированного стеклотекстолита. Литая панель укреплена на нервюре киля. Фольга с обеих сторон вырезана в виде вибратора со шлейфом, нижние кромки вибратора антенны соединены отрезком коаксиального кабеля с розеткой высокочастотного разъема, укрепленной на литой панели (основании). Антенна соединена с радиостанцией теплостойким высокочастотным кабелем. Внутри киля кабель проходит в чехле, в хвостовой части фюзеляжа кабель проходит внутри форкиля, а между шп. № 34 и 35 имеется высокочастотный разъем.

Микрофонный усилитель УК-2М установлен на левом борту кабины на шп. № 8.

Разделительный трансформатор Тр-1 установлен на левом борту кабины на шп. № 86.

Переключатель с трафаретом РАДИО - АРК. РСБН, регулятор громкости с тра­фаретом ГРОМКОСТЬ, выключатель пода­вителя шумов с трафаретом ПОДАВ. ШУ­МОВ - ВЫКЛ. установлены на левом переднем электрощитке.

Автомат защиты АЗРТК-5 с трафаретом РСИУ установлен на щитке автоматов защиты (правый борт).

Кнопка включения режима передачи с трафаретом РСИУ установлена на рычаге управления двигателем.

Выключатель с трафаретом НАЗЕМН. СПУ - ВЫКЛ. установлен на правом заднем пульте кабины, используется при наземном обслуживании для включения станции в режим переговорного устройства.

Штепсельный разъем для подключении наземного абонента установлен на левом борту фюзеляжа, снизу, между шп. № 11 и 11к.

Включение радиостанции производится автоматом защиты с трафаретом РАЦИЯ.

 

Командная радиостанция Р-860-1 (ЛИТЕР Б) на вертолёте Ми-24В,Д.

Радиостанция Р-860-1 является ультракоротковолновой приемопередающей радиостанцией, предназначенной для связи с наземными командными радиостанциями, а также между вертолетами (самолетами), находящимися в воздухе.

В радиостанции применена кварцевая стабилизация частоты настройки, обеспечивающая беспоисковую и бесподстроечную связь в процессе эксплуатации. Радиостанция позволяет производить быстрый набор любого канала связи в пределах рабочего диапазона частот без предварительной настройки. Набор требуемого канала связи производится переключением двух ручек установки волны на пульте дистанционного управления. Радиостанция работает на антенну АШС-1, имеющую сопротивление излучения 50 Ом.

Радиостанция рассчитана на работу с авиационным шлемофоном, содержащим высокоомные телефоны ТА-56М и ларингофоны ЛА-5.

Приемные сигналы радиостанции прослушиваются на выходе СПУ-8 с помощью телефонов ТА- 56М, а передача сигналов осуществляется с помощью ларингофонов ЛА-5, подключенных ко входу СПУ-8.

Основные технические данные

Диапазон частот 118,25 . .. 136,5 мГц (2,54-2,2м).

Каналы связи 220 - 439 м.

Общее количество жесткофиксированных волн 220.

Разность частот между соседними каналами связи 83,3 кГц.

Ток в эквиваленте антенн передатчика в нормальных условиях по всему диапазону не менее 245 мА.

Коэффициент нелинейных искажений передатчика не более 15%.

Напряжение самопрослушивания передатчика (при подаче на вход модулятора напряжения 0,35 В частотой 1000 Гц) не менее 15 В и не более 50 В.

Коэффициент модуляции передатчика (при подаче на вход модулятора напряжения 0,35 В частотой 1000 Гц) 40 - 90%

Чувствительность приемника в нормальных условиях по всему диапазону при частоте модуляции 1000 Гц, коэффициенте модуляции 30%, напряжении на одной паре высокоомных телефонов типа ТА-56М 15 В и отношении напряжения сигнала к напряжению шума 3 : 1 не менее 7 мкВ

Выходное напряжение приемника при подаче на вход напряжения 25 мкВ с частотой модуляции 1000 Гц и глубиной модуляции 60% не менее 60 В

Выходное напряжение приемника при увеличении входного напряжения до 0,03 В не более 180 В

Коэффициент нелинейных искажений приемника не более 15%.

Первая промежуточная частота 9,166 - 10,75 мГц.

Вторая промежуточная частота 416 кГц.

Полоса пропускания приемника:

на уровне 0,5 не менее 60 кГц,

на уровне 0,001не более 140 кГц.

Частотная характеристика:

допустимая неравномерность выходного напряжения

на частотах от 500 до 3000 Гц - 6 дБ,

выходное напряжение на частоте 1000 Гц должно быть ослаблено по сравнению с максимальным не менее чем на 8 дБ,

выходное напряжение на частоте 300 Гц может быть ослаблено по сравнению с максимальным не более чем на 8 дБ.

Мощность, потребляемая от бортсети: в режиме "Прием" не более 32 Вт;в режиме "Передача" не более 85 Вт.

Время готовности радиостанции к работе после включения:

в нормальных условиях не более чем через 2 мин,

при температуре окружающего воздуха 60° С более чем через 5 мин.

Время перехода: с канала на канал не более 6 с; с приема на передачу не более 0,5 с

Дальность двухсторонней связи при работе с наземными радиостанциями типа РАС-УКВ при высоте полета 1000 м не менее 100 км.

Нестабильность частоты радиостанции ±15 кГц

Напряжение питания ларингофонов 3,5 ... 5 В

Масса: приемопередатчика с амортизационной рамой 8,5 кг; пульта управления 0,7 кг.

Габаритные размеры: приемопередатчика с амортизационной рамой 330x200x215 мм; пульта управления 137X95X75 мм.

Комплектность и размещение радиостанции на вертолете.

В комплект радиостанции входят:

приемопередатчик с амортизационной рамой;

пульт дистанционного управления (ПДУ);

измерительный блок.

Внешний вид радиостанции Р-860-1 показан на рис. 19

 

 

 

 

Рис. 19 . Внешний вид радиостанции Р-860-1.

1 - приемопередатчик с амортизационной рамой; 2 — пульт дистанционного управления; 3 - измерительный блок.

Приемопередатчик с амортизационной рамой установлен в хвостовой балке, на правом борту, между шпангоутами № 1 и 2.

Пульт дистанционного управления ПДУ установлен в кабине экипажа на левом боковом пульте летчика.

Антенна АШС-1 установлена на хвостовой балке между шпангоутами № 2 и 3 (см. рис. 20).

 

Рис. 20. Вид на антенны радиостанции Р-860-1 и приемника Р-852:

1 — антенна АШС-1 радиостанции Р-860-1; 2 — антенна АШС-1 приемника Р-852

Питание радиостанции осуществляется постоянным током напряжением 27 В ±10% от аккумуляторной шины II через предохранитель ПМ-5.

 

Схема внешних соединений радиостанции Р-860-1 показана на рис. 21.

 

Рис. 21. Схема внешних соединений радиостанции Р-860-1

1501 — предохранитель в цепи питания; 1503 — прие­мопередатчик с амортизационной рамой; 1504 — пульт управления ПДУ радиостанции Р-860-1; 1505 — антенна АШС-1 радиостанции Р-860-1; 1962 — выключатель "УКВ"

Принцип работы радиостанции Р-860-1.

Радиостанция Р-860-1 выполнена по транссиверной схеме, т.е. ряд каскадов и блоков используется в режиме приема и в режиме передачи. Радиостанция предназначена для симплексной работы (прием и передача ведется на одной и той же частоте поочередно).

Для обеспечения беспоисковой и бесподстроечной связи в радиостанции применена кварцевая стабилизация частоты гетеродинов приемника и возбудителя передатчика.

Приемный тракт радиостанции выполнен по супергетеродинной схеме с двойным преобразованием частоты, при этом первая промежуточная частота — переменная, вторая — постоянная.

При приеме сигнал от антенны поступает на входную цепь приемника. Выделенный входной цепью полезный сигнал, проходя последовательно через каскады и блоки приемника, усиливается и детектируется. Продетектированный сигнал с выхода усилителя низкой частоты подается через СПУ-8 на телефоны летчика и оператора.

Для устранения шума в телефонах в схеме предусмотрен подавитель шумов (ПШ), который отключает усилитель низкой частоты при отсутствии сигнала на входе приемника.

При передаче сигнал с ларингофонов поступает на вход передатчика. Проходя каскады и блоки передатчика, сигнал усиливается, модулируется и излучается антенной в эфир.

Для осуществления контроля передачи по высокой частоте сигнал с антенного контура подается на детектор самопрослушивания. С детектора сигнал усиливается, а затем через СПУ-8 поступает на телефоны летчика и оператора.

Органы управления, индикации и регулировки работа с радиостанцией Р-860-1.

На передней панели приемопередатчика (см. рис. 19) расположены:

штепсельный разъем Ш-1 для соединения приемопередатчика с пультом управления;

штепсельный разъем Ш-2 для подсоединения измерительного блока; фишка "Ант." для подсоединения антенны;

фишка "Исток" для подключения радиокомпаса АРК-У2;

регулятор подавителя шумов "Рег. ПШ".

Передняя панель пульта дистанционного управления показана на рис.22.

 

Рис. 22. Пульт дистанционного управления радиостанции Р-860-1:

1 — переключатель "АРК Р/ст - Р/ст"; 2 - лампы красного подсвета; 3 - ручка регулятора громкости; 4 - выключатель подавителя шумов "ПШ - вык"; 5 - переключатель выбора канала связи

С обратной стороны пульта дистанционного управления расположен штепсельный разъем для соединения его кабелем с приемопередатчиком.

Перед включением радиостанции органы управления на панели пульта ПДУ должны находиться в следующих положениях:

переключатель "АРК р/ст - Р/ст" в положении "Р/ст";

выключатель "ПШ - вык." в положении "Вык.";

ручка регулятора громкости в положении максимальной громкости.

Радиостанция включается выключателем "УКВ", расположенным на задней верхней панели (рис.23) левого бокового пульта летчика.

 

Рис. 23. Задняя верхняя панель левого бокового пульта летчика (для вертолетов, оборудованных радиостанцией Р-860-1)

Переключение радиостанции на заданный канал связи осуществляется переключателем выбора канала связи на пульте ПДУ. Номер установленного канала связи определяется по цифрам, которые видны через линзу наличника, расположенного на переключателе выбора канала связи.

Перевод радиостанции из режима "Прием" в режим "Передача" осуществляет летчик нажатием до второго щелчка унифицированной кнопки "СПУ—Радио", установленной на ручке продольно-поперечного управления.

Перевод радиостанции в режим "Передача" осуществляет оператор нажатием до второго щелчка кнопки "СПУ—Радио", установленной на его ручке продольно-поперечного управления. Кроме того, перевод радиостанции в режим "Передача" оператор может осуществлять нажатием ножной тангенты, установленной на полу у рабочего места оператора.

Обратный перевод в режим "Прием" осуществляется отпусканием (освобождением) кнопки "СПУ—Радио" или ножной тангенты.

Антенна АШС-1 радиостанции штыревая широкополосная антенна АШС-1 (рис.20) представляет собой четвертьволновый вибратор, выполненный из коррозионно-стойкой стали в виде двух обтекателей, соединенных между собой с помощью текстолитовой вставки. Верхний обтекатель служит излучателем антенны.

Нижний обтекатель закреплен в кронштейне с фланцем. Этим фланцем антенна крепится к поверхности хвостовой балки вертолета. Снизу к фланцу прикреплен высокочастотный разъем антенны.

Связь антенны с приемопередатчиком осуществляется высокочастотным кабелем марки РК-50-7-15.

Командная радиостанцияР-860-1 на вертолёте Ми-8.

Ультракоротковолновая приемопередающая радиостанция Р-860-1 предназначена для радиотелефонной связи вертолета с наземными командными радиостанциями и другими вертолетами (самолетами) в воздухе.

Радиостанция выполнена по трансиверной системе, т.е. рядкаскадов используется как в режиме передачи, так и в режиме приема.

На вертолете радиостанция работает в комплекте со штыревой антенной типа АШС-1.

Дальность двухсторонней связи при работе с наземными радиостанциями типа РАС-УКВ равна 100 км на высоте полета 1000 м.

Питание радиостанции осуществляется от аккумуляторной шины через автомат защиты се АЗСГК-5 «Команд. РС».

В радиостанции применена кварцевая стабилизация частоты настройки, обеспечивающая беспоисковую и бесподстроечную связь в процессе эксплуатации. Радиостанция позволяет производить быстры набор любого канала связи в пределах рабочего диапазона частот без предварительной настройки.

Набор требуемого каналасвязи производится переключением двух ручек установки волны на пульте управления.

Время перехода с приема на передачу равно 0,5с.

Для