Гигиеническое обучение и воспитание детей 3-4 лет.

(вторая младшая группа)

Тематическое обучение и воспитание, проводимое во второй младшей группе детского дошкольного учреждения (возраст 3-4 года), должно ставить своей целью формирование новых представлений и навыков, расширяющих гигиенический кругозор детей, и, прежде всего, осознание важности ухода за полостью рта. С учетом низкого уровня координации движений детей этого возраста во второй младшей группе дошкольного учреждения рекомендуется проводить два занятия в год: первое (осеннее) - в октябре-ноябре, второе (весеннее) - в марте-апреле по 10 минут.

Сценарий занятия должен разрабатываться педагогом-методистом, проведение занятия является обязанностью воспитателя детской группы. Приведенная здесь и ниже оценка психофизиологических особенностей детей разного возраста нужна стоматологу, выполняющему показательные для педагогических работников занятия с детьми по ГОиВ.

На первом занятии ребенка обучают уходу за полостью рта с овладением его первым этапом (вертикальные движения по передней поверхности зубов).

На втором занятии осваивается следующий (второй) этап чистки зубов - движения щетки по задней поверхности зубного ряда.

Исходя из особенностей режима дня в дошкольном учреждении, наиболее подходящим для контролируемой чистки зубов можно считать время после полдника. После обеда дети должны полоскать рот водой, а дома чистить зубы утром после завтрака и вечером перед сном.

По мере освоения детьми вертикальных движений зубной щеткой в области передней поверхности фронтальных зубов воспитатель должен учить их выполнять эти движения в боковых участках зубных рядов. Формированию указанного умения у всех детей необходимо посвятить первую половину учебного года. Важно обращать внимание на то, что перемещение зубной щетки в пределах зубного ряда как с передней, так и с задней его поверхности должно осуществляться только слева направо в соответствии с левоправосторонней ориентацией, принятой в учебном процессе дошкольных учреждений, цель которого - подготовка детей к чтению и письму. Использование зубного порошка для детей нежелательно из-за опасности его вдохнуть, поперхнуться, что сформирует отрицательное отношение к чистке зубов. Не стерильность порошка может вызвать воспалительные процессы в полости рта. Применение зубной пасты детьми до 4 лет также нецелесообразно, поскольку мешает отработке техники чистки и не приучает ребенка к опрятности (измазанность пастой). Использование детских зубных паст рекомендуется после приобретения навыков чистки зубов, а до этого зубную щетку смачивают только водой