Тема 6. Поселения эпохи бронзового века на территории Тамбовской области.

План:

1. Культуры бронзового века.

2. Катакомбная культура.

3. Абашевская культура.

4. Срубная культура.

5. Поздняковская культура.

Бронзовый век – археологическая эпоха (сер. III тыс. до н.э. – нач. I тыс. до н.э.), представляющая собой качественно новый этап человеческой истории, характеризующийся развитием металлургии бронзы и появлением в погребальном обряде надмогильных насыпей – курганов. В этот период в южной части Тамбовщины сложился комплекс пастушеско-земледельческого хозяйства, а в северной – многоотраслевого хозяйства, сочетавшего развитые присваивающие промыслы (охота, рыболовство, собирательство) с производящими отраслями (скотоводство и земледелие).

В эпоху средней бронзы (1 пол. II тыс. до н.э.) на территорию Тамбовской области проникли племена среднедонской катакомбной, а затем и воронежской археологических культур. Это время и формирования в северной части лесостепной зоны доно-волжской абашевской культуры, постепенно трансформировавшейся в донскую лесостепную срубную культуру на рубеже средней и поздней бронзы. По лесным берегам р. Цна довольно плотно расселялись оседлые племена примокшанской, поздняковской культур. В поздний период эпохи бронзы (2 пол. II – нач. I тыс. до н.э.) племена срубной культуры заселяют практически всю территорию Тамбовской области. К концу эпохи бронзы происходит отлив значительной части срубных племен с этой территории.

На Тамбовщине исследованы курганы в Жердевском, Мучкапском, Первомайском, Староюрьевском, Тамбовском районах и поселения в Притамбовье. Раскопки курганов позволили проследить не только обряды захоронения различных археологических культур, населявших Тамбовский край во II тыс. до н.э., но и утверждать, что именно в это время наша территория очень активно заселялась ранними скотоводами, владевшими приемами обработки меди и бронзы, использовавшими лошадь не только для верховой езды, но и для запряжки их в боевые колесницы.

Материалы раскопок поселений позволяют реконструировать размеры и устройство жилищ, хозяйственных построек и т.п. Жилищами людей той эпохи по-прежнему были землянки и полуземлянки. Но размеры их стали значительно больше, так как в них предполагалось проживание нескольких семей. Форма жилищ различалась и зависела от географических условий, природного материала и традиций различных племён. Были жилища округлой формы (цнинско-мокшанская культура), прямоугольной (абашевская культура), в виде сруба (срубная культура). Полы во всех типах жилищ были глинобитные с оборудованным местом для очага.

Катакомбная культура – археологическая культурно-историческая общность эпохи средней бронзы (1-я пол. II тыс. до н.э.) степной и лесостепной территории Восточной Европы от Днепра до Волги. Названа по типу погребений в специальных боковых ямах – катакомбах. Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и курганные могильники (погребение в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, покрытые – охрой). У племен катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественного расслоения (погребение вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем). Вещей в катакомбных погребениях находят немного, но среди них часто встречаются яркие предметы: богато орнаментированные керамические сосуды, бронзовые топоры, ножи, украшения и различные другие изделия, костяные украшения и ритуальные предметы, прежде всего так называемые молоточковидные булавки, каменные навершия топоров, булав и скипетров, кремниевые наконечники стрел и копий, орудия труда.

Южная часть современной Тамбовской области была северной периферией распространения среднедонской катакомбной культуры. Катакомбных поселений здесь не обнаружено – имеются лишь единичные находки материалов катакомбной культуры в бассейнах рек Воронеж и Цна. Жили катакомбники в землянках. Для них характерна прочная осёдлость, занятие скотоводством, земледелием.

Курганные могильники катакомбной культуры исследованы в верховьях р. Савала (Жердевский р-н). Это наиболее ранние курганы Тамбовщины. Захоронения совершались в небольших могильных ямах. Скорченные костяки на правом боку имеют южную ориентировку, на левом боку – северную. Присутствуют парные захоронения (Туголуково), обряд искусственной прижизненной деформации черепов (Графская курганная группа). В обрядах погребения использована охра. Для катакомбной керамики характерны кубковые формы, реповидные сосудики, культовые сосуды-курильницы. Судя по этим признакам, катакомбники были знакомы с традициями культур Предкавказья и Средиземноморья. В основном они вели земледельческое хозяйство в сочетании со скотоводством.

В Туголуковских парных курганах обнаружены два погребения катакомбной культуры. В основном погребении первого кургана найден костяк и керамическая курильница. Второе погребение содержало женский костяк. Во втором кургане выявлены два погребения. В одном найден только костяк, во втором – парное захоронение взрослого человека с ребенком и керамический сосуд.

В одном кургане Графской курганной группы обнаружены 2 детских захоронения катакомбной культуры. В могилах найдена только керамика. Еще одно захоронение этой культуры обнаружено в другом кургане. И еще одно катакомбное погребение обнаружено в Красногорской курганной группе. Все курганы находятся в Жердевском районе.

 

Абашевская культура – археологическая культурно-историческая общность эпохи средней и поздней бронзы (сер. – 2-я пол. II тыс. до н.э.) лесостепной территории Восточной Европы от левобережья Днепра до Зауралья. Названа по могильнику у д. Абашево в Чувашии. Внутри общности выделяется 3 культуры: доно-волжская, средневолжская и уральская. Современную территорию Тамбовской области в то время населяли преимущественно скотоводческие племена доно-волжской абашевской культуры, сосуществовавшие с племенами катакомбной культуры, а затем сменившие их.

Исследованы неукрепленные мысовые поселения (Бокинское, Периксинское, Шлихтинское и др.) и курганные могильники (Графская курганная группа, Пичаевский, Селезневские и др.). Открыты небольшие жилища, наземные постройки, хозяйственные ямы. У населения абашевской культуры была довольно развита металлургия, о чем говорят находки: бронзовые ножи, копья, сверла, крепежные детали, каменные кузнечные орудия. Сырье для бронзовых изделий доставлялось из Волго-Уральского региона. Абашевская керамика имеет преимущественно колоколовидную, баночную форму и маленькие остореберные сосудики. Для погребального обряда характерен культ огня и жертвоприношения животных. Умерших хоронили в больших могильных ямах обычно на спине с вытянутыми или приподнятыми ногами.

Чаще встречается северо-восточная ориентировка погребенных. Нередко в могилах костяки полностью отсутствуют (кенотафы). Особо выделяются захоронения представителей высокого социального ранга с набором оружия, орудий труда, деталей конской упряжи, символов власти. Костяные дисковидные псалии с шипами, найденные в 4-х курганах Тамбовской области, свидетельствуют о появлении здесь колесничного транспорта во II тыс. до н.э.

Курган Селезни-2 расположен на склоне первой надпойменной террасы левого берега реки Челновой, в 0,7 км к западу от села Селезни (Тамбовский район). Высота – 1,6 м, диаметр – 50 м. Открыт в 1989 г. Н.Б. Моисеевым, раскопан в 1997 г. Обнаружены 4 социально-престижных захоронения, одно – срубной культуры, 9 жертвенников. В могильных ямах найден богатый инвентарь. Из костяных изделий выделяются дисковидные псалии, пряжки, застежки, втулки, орудия из ребер животных, амулет из клыка медведя, астрагалы. Бронзовое оружие и орудия представлены наконечником копья, ножами, сверлами, шилом, скобами, обкладками, пронизкой. Из камня изготовлены наконечники стрел, навершие булавы, кузнечные орудия, точильные камни. Захоронения принадлежат доно-волжской абашевской культуре.

Селезневские парные курганы расположены на водораздельном плато правого берега реки Челновой, в 1,5 км к востоку от с. Селезни (Тамбовский район). Открыты Н.Б. Моисеевым в 1989 г., в 1991 г. раскопаны. В первом кургане, высотой 0,6 и диаметром 30 м обнаружены две большие могильные ямы без костяков, с богатым погребальным инвентарём. В основном погребении, принадлежащем воину-колесничему, найдены костяные дисковидные псалии, кремневые наконечники стрел, меловая булава, бронзовые нож, скобочка и сверло, керамика. В другом – кремневые наконечники стрел, костяная втулочка, каменные орудия и керамика. Погребения принадлежали доно-волжской абашевской культуре эпохи бронзы. Во втором кургане, высотой 0,4 м и диаметром 22 м выявлены 5 погребений, два отдельно лежащих черепа и жертвенник. В центральном погребении рядом с костяком находилось бронзовое сверло с деревянной рукоятью и костяная пряжка. В остальных – только керамические сосуды. Три погребения кургана принадлежат доно-волжской абашевской культуре, одно – донской лесостепной срубной культуре.

Староюрьевская курганная группа расположена на водораздельном плато рек Ситовка и Шушпанка, в 5 км к северо-востоку от с. Староюрьево. Состоит из 4 курганов высотой 1-1,7 м, диаметром до 30 м. Открыт и исследован А.Т. Синюк в 1970 г. Раскопаны 3 кургана. В первом обнаружены два погребения: одно – срубной культуры, другое – абашевской. Во втором кургане исследовано захоронение колесничего, в могиле которого находились костяные дисковидные псалии, бронзовый нож, кремневые и костяные наконечники стрел, абашевский сосуд. В третьем кургане захоронений не выявлено, найдена только абашевская керамика. Памятник датируется II тыс. до н. э.

(материалы Тамбовского областного краеведческого музея)

Срубная культура – культурно-историческая общность эпохи поздней бронзы (2-я пол. II тыс. до н. э.) степной и лесостепной территории Восточной Европы от Днепра до Южного Урала. Названа так по типу погребений в ямах в деревянных срубах. Почти вся территория современной Тамбовской области была занята населением донской лесостепной срубной культуры, в основе хозяйства которой были скотоводство и земледелие. Известно около 150 поселений и курганных могильников этой культуры. Поселения расположены на мысовых склонах первой надпойменной террасы рек, курганы – на водоразделах. На поселениях и в курганах меньше встречается оружия, но находятся бронзовые серпы, браслеты, подвески, каменные зернотерки. Основное число погребений в курганах также относятся к срубной культуре. Это время наибольшей плотности населения эпохи бронзы. На большинстве поселений под срубными материалами залегают материалы доно-волжской абашевской культуры. В курганных могильниках предшествуют более ранние погребения доноволжской абашевской, реже – среднедонской катакомбной культур. К кон. II тыс. до н.э. произошел значительный отток срубного населения в степные районы Восточной Европы, население резко уменьшилось и стало этнически неоднородным.

Бытовые памятники исследовались в основном в 1960-е гг. под Тамбовом. Это поселения: Бокинское, Периксинское, «Красное Озеро», Шлихтинское. В процессе раскопок на них находили наземные постройки, полуземляночные жилища с кострищами и очагами, хозяйственные ямы, керамику, кремневые и костяные наконечники стрел, фрагменты литейных форм, бронзовые ножи, тесла и иглы, керамические пряслица, точильные камни, каменные зернотерки, кости животных.

Ивано-Пущинский курган расположен в 0,6 км к юго-востоку от с. Ивано-Пущино (Первомайский р-н). Высота насыпи – 0,5 м, диаметр – 35 м. Открыт Н.Б. Моисеевым в 1986 г., в 1988 г. раскопан. Обнаружено детское захоронение, зольник, керамика. Относится к донской лесостепной срубной культуре.

Первомайские парные курганы расположены на водоразделе рек Иловай и Сухой Иловай, у посёлка Первомайский. Открыты Н.Б. Моисеевым. Один курган, высотой 2 м и диаметром 30 м поврежден газопроводной траншеей в 1982 г. В разрезе обнаружено два разрушенных захоронения, одно из которых относится к доно-волжской абашевской культуре. 2-й курган раскопан в 1988 г., высотой 0,2 м, диаметром 15 м. Выявлены два захоронения: одно донской лесостепной срубной культуры, второе отнесено к кочевникам позднего времени.

Поздняковская культура – археологическая культура бронзового века, распространённая с середины второго тысячелетия до начала первого тысячелетия до нашей эры в бассейнах рек Оки, Клязьмы, в верхнем и частично среднем правобережном Поволжье.

Первые поселения были обнаружены в 1881 г. А.С. Уваровым возле села Поздняково близ Мурома, в качестве самостоятельной культуры её выделили в 1927 г. Б.С. Жуков и Б.А. Куфтин, однако М.Е. Фосс и другие археологи возражали против распространения термина «поздняковская культура», считая её вариантом срубной.

Культура сформировалась на основе пришлых племён срубной культуры из лесостепей верхнего подонья (или даже более южных культур) при ассимиляции ими местного населения.

Поздняковская культура представлена небольшими родовыми поселениями, располагающимися на речных террасах, курганными группами (на раннем этапе развития) и грунтовыми могильниками (на поздних). Дома размером от 9х6 до 18х12 м с плетеными стенами, двускатной крышей и несколькими очагами немного углублены в землю; погребения – скорченное трупоположение, у могил найдены следы ритуальных кострищ.

Орудия в основном кремнёвые, в богатых погребениях найдены бронзовые ножи, кинжалы, украшения. Посуда плоскодонная, орнаментированная, баночной формы. В орнаменте типичны жемчужные и верёвочные отпечатки. Основными занятиями считаются скотоводство, земледелие и выплавка бронзы, подсобными — охота и рыболовство. При этом собственных месторождений меди у поздняковцев не было и ее привозили в слитках с южного приуралья. Известны своеобразные бронзовые топоры, ножи, серпы, кинжалы, втульчатые наконечники копий, височные кольца, бляхи, браслеты, кольца.

Поздняковская культура оказала влияние на формирование более поздних местных культур, в частности городецкой, хотя из-за хронологического разрыва в их существовании невозможно напрямую вывести последнюю из поздняковской.

На холме Голдым в числе других находок были обнаружены сосуды баночной формы поздняковской культуры.

Литература:

1. Абашевская культура // БРЭ. Т.1. М., 2005.

2. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М.: Мысль, 1974.

3. Двухжилова, И.В. История Тамбовского края: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

4. Катакомбная культура // БРЭ. Т.13. М., 2008.

5. Клейн Л. С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007.

6. Мерперт Н. Я., Пряхин А.Д. Срубная культурно-историческая общность эпохи бронзы Восточной Европы и лесостепь // Археология восточноевропейской лесостепи. Воронеж, 1979.