Переговоры

Теорема Коуза-Стиглера

Административное регулирование

Корректирующие налоги (налоги Пигу)

и субсидии

Создание рынков прав на загрязнения

Общественные товары

Частные товары

Средства ГРЭ (административные, экономические, социально-психологическими)

Методы ГРЭ (прямые, косвенные)

Направления (формы) ГРЭ

Ускоренное амортизационное списание основного капитала

Государственный сектор в экономике

Государственное экономическое программирование (индикативное)

Социальная политика государства

Концепции социальной политики (остаточная, популистская, научная)

Показатели эффективности социальной политики (уровень, качество жизни)

Потребительская корзина (рациональная, минимальная)

Уровень потребления (физиологический, минимальный, рациональный)

Политика доходов

Доход (совокупный, номинальный, реальный)

Подходы к целям политики доходов («социальный», «рыночный»)

Черта бедности

3. Этапы развития ГРЭ и границы его эффективности

❑ Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе его развития она прошла несколько этапов:

1 Создание общих благоприятных условий для вос­производства частного капитала; сосредоточение усилия государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2 Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3 Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства.

4 Переход в ряде стран к отраслевому и региональному средне срочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5 Осуществление во все большем числе развитых стран обще- государственного среднесрочного программирования в сочетании с выра­боткой перспективных долгосрочных ориентиров. Все более адрес­ное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

6 Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального программиро­вания в ЕС.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воз­действие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдель­ных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства. Споры между неокейнсианцами и неолибералами позво­лили яснее понять степень необходимости, пределы допустимости, условия и средства ГРЭ. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х гг. в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященных коли­чественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и со­трудничество ученых с правительственными органами, ответствен­ными за принятие экономико-политических решений.

Характер и направления научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изме­нения. Если в начале и середине 50-х гг. обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», то позднее — «Какова должна быть степень этого регулирования?», далее — «С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?». Активизация сторонников монетаристской концепции привела к изменениям в арсеналах ГРЭ, но не отменила общих тенденций регулирования.

Однако возможности ГРЭ не безграничны. Экономической основой 'ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у ценного государственного сектора есть относительные границы роста.

❑ В 50-х, 60-х и частично 70-х гг. государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост налогообложения и капиталов подрывает мотивацию предпринимательской де­ятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком для бегства капиталов.

Повышение налогов и сборов с лиц, работающих по найму, ферме­ров и лиц свободных профессий также не может продолжаться бес­предельно. Налоги не могут забирать у населения основную часть доходов. Государственные доходы без увеличения налогов могут воз­растать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема, когда увеличивается база налогообло­жения.

Итак, существуют определенные относительные границы роста государственных доходов:

- границы достаточной мотивации предпринимательской дея­тельности;

- социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму и средних слоев;

- границы прироста ВВП (конъюнктурные границы).

Ограниченны и возможности государственной собственности. Го­сударственный сектор не может расти, захватывая все новые пози­ции в ключевых отраслях хозяйства,— это противоречит частной собственности. Не случайно в конце 80-х и в 90-х гг. во многих развитых странах, в частности в США, Великобритании, ФРГ, Италии, проводилась широкая приватизация объектов государственной собственности.

Определенные пределы имеет и ГРЭ, поощряющее самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансирования является валовая прибыль – разница между ценой и действительными издержками производства. Самофинансирование осуществляется как один из вариантов санкционированного государством использования прибылей, а возможности присвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазой воспроизводственного цикла, в которой находится экономика страны.

ГРЭ при помощи самофинансирования базируется на возможности отрыва чистой прибыли от валовой, т.е. на возможности искусственно увеличивать стимулы для инвестиций во время спада. Но деятельность государства в этой области ограничена возможностями бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда бюджетные доходы сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, оно вынуждено предоставлять фирмам дополнительные инвестиционные льготы для самофинансирования и тем самым еще больше сокращать свои доходы.

Составной частью самофинансирования являются нераспределен­ные прибыли. Поощрение роста доли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не беспредельно. На пути этого стоят ин­тересы акционеров.

Одним из важнейших и действенных средств ГРЭ и главным эле­ментом самофинансирования является ускоренное амортизационное списание основного капитала, механизм которого уже был рассмотрен. Но и этот действенный инструмент сам оказывается в сильной зависимости от состояния конъюнктуры.

В период кризиса или депрессии сокращается загрузка производст­венных мощностей и выпуск продукции, а правительство разрешает списывать все большую часть основного капитала в амортизацион­ный фонд. Но издержки и без того растут — затрудняются платежи покупателей, разоряются поставщики, растут затраты на хранение и сбыт, дорожает кредит. Даже если амортизационные отчисления рассчитываются по прежним нормам списания, они раскладываются на меньшее число единиц продукции в связи с сокращением производ­ства. Возможности роста цен в кризисной ситуации если не исключе­ны, то существенно ограничены по сравнению с периодами благопри­ятной конъюнктуры.

Уменьшение валовых прибылей может привести к такому положе­нию, когда возможности укрытия прибылей в амортизационный фонд в целях их дальнейшего использования для финансирования инвестиций будут исключены, т.е. правительственные разрешения на увеличение доли списания основного капитала не будут использованы, так как разрешенные списания окажутся больше действитель­ной прибыли.

Приведенные выше соображения мохно выразить следующими формулами:

П= Ц
_ А+Зпост+Зпер , (1)

В

где: П прибыль; Ц цена единицы продукции; А амортизационные отчисления; Зпост — другие постоянные затраты; Зпер —переменные затраты; В — выпуск продукции в натуральных единицах.

При сокращении производства, измеряемом коэффициентом К1, и при предположении, что цена остается неизменной, формула выгля­дит следующим образом;

 

П1= Ц
_ ­­­­­­­­­­­­­­­­­ А+Зпост+К1Зпер , (2)

К1В

В связи с тем, что K1< 1, знаменатель уменьшается быстрее числи­теля, издержки растут и прибыль уменьшается.

Представим, что правительство в целях стимулирования экономи­ки повысило норму амортизационных списаний. Увеличение нормы списаний обозначено коэффициентом К2.

 

П2= Ц
_ К2А+Зпост+К1Зпер , (3)

К1В

 

Числитель растет еще быстрее, чем во втором случае, издержки еще более увеличиваются. Они могут возрасти до такой степени, что сравняются с ценой или превысят ее.

Другой пример. Предположим, что на фирме производство характеризуется следу­ющими показателями (в условных денежных единицах): Ц=100; А=200000; Зпост=500000; Зпер=100000; В=10000 усл. натуральных единиц. Рассчитаем прибыль по формуле (1):

 

= 100 – 80 = 20
П=100
_ 200000+100000+500000

При сокращении производства на 30%, т.е. при K1 = 0,7, определим П1 по форму­ле (2):

= 100 – 92,8 = 7,2
П1=100
_ 200000+100000+0,7 500000

0,7 10000

 

При повышении правительством нормы амортизационных списаний на 25%, т.е. при К2 = 1,25, определим П2 по формуле (3):

 

= 100 – 100 = 0
П2=100
_ 1,25 200000+100000+0,7 500000

0,7 10000

В последнем случае прибыль исчезла совсем. Исчезли возможности налогообложе­ния прибыли, соответственно сократились бюджетные доходы, ГРЭ через дополни­тельные льготы по амортизационным списаниям невозможно. Если правительство разрешит еще больше повысить амортизационные отчисления — фирмы не смогут им воспользоваться. То же самое в нашем примере произойдет, если нормы списания останутся прежними, а объем производства упадет до 60% первоначального или про­изойдет падение цены.

Итак, ГРЭ через налоги и ставки амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы, во-первых, бюджетные, вытека­ющие из пределов возможного отказа от бюджетных доходов, во-вторых, социальные, связанные с пределами готовности физических и юридических лиц мириться с налоговым гнетом, и, в-третьих, границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы продукции по мере сокращения производства и достижения предела амортизационных отчислений для данной ситуации. Даже накопленные льготным образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях недогрузки мощностей невыгодно.

Эффективность ГРЭ через государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании государственных регулиру­ющих мер резко возрастают именно тогда, когда возможности моби­лизации средств для финансирования (налоговые поступления, воз­можности заимствования средств на рынке ссудных капиталов) резко сокращаются.

Главная граница ГРЭ — возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относи­тельной свободы принятия хозяйственных решений.

Частный капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной программы, если государство гарантирует ему при­были более высокие, чем он мог бы получить, отказавшись от сотруд­ничества с программой. Государство может гарантировать опреде­ленную норму и массу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они всегда ограниченны. В то же время условия присвоения прибылей вне государственных программ посто­янно меняются. Частный собственник индивидуально использует эти условия и принимает решения, исходя из собственной оценки пер­спектив возрастания капитала.

Перечисленные границы ГРЭ в условиях рыночного хозяйства но­сят относительный характер. В этих границах ГРЭ продолжает раз­виваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффек­тивность.

Механизм ГРЭ постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы эконо­мической политики или склонны использовать более жесткие бюд­жетные инструменты регулирования. В современных условиях практика ГРЭ оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.

Таким образом, цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования, т.е. конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующие воздействие государства – везде, где необходимо. Если государство делает больше, чем ему отпущено рыночной экономикой, то какими бы благими намерениями оно не руководствовалось, происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствления экономики, избавления её от чрезмерной государственной активности.

Основные понятия

Этапы развития ГРЭ

Относительные границы ГРЭ (достаточной мотивации, социальные, конъюнктурные, ГС, самофинансирования)

Главная граница ГРЭ

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1.Современные концепции ГРЭ.

2. Экономические функции государства, их характеристика:

2.1 Внешние эффекты и их регулирование

2.2 Организация производства общественных товаров

2.3 Политика стабилизации экономики

3.Направления ГРЭ и их эффективность:

3.1 Политика ускоренной амортизации;

3.2 Ценовое регулирование (политика цeн);

3.3 Государственный сектор экономики;

3.4 Государственное программирование и прогнозирование экономики;

3.5 Социальная политика: теоретические концепции, показатели и направления;

3.6 Политика доходов: цели, методы и средства (зарубежный и отечественный опыт);

3.7 Внешнеэкономическая политика государства: сущность, направления и инструменты.

4.Этапы развития и границы ГРЭ.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность, объективную возможность и необходимость ГРЭ.

2. Проанализируйте эволюцию теоретических взглядов на ГРЭ и современные концепции ГРЭ.

3. Расскажите о субъектах, объектах и целях ГРЭ.

4. Перечислите и дайте краткую характеристику экономическим функциям государства. Раскройте такие функции ГРЭ как:

4.1 Регулирование внешних эффектов;

4.2 Организацию производства общественных товаров;

4.3 Политику стабилизации экономики

5. Охарактеризуйте средства, методы, формы и границы ГРЭ.

6. Раскройте направления ГРЭ и их эффективность, в т.ч.

6.1 Политику ускоренной амортизации;

6.2 Ценовое регулирование (политика цeн);

6.3 Государственный сектор экономики;

6.4 Государственное программирование и прогнозирование экономики;

6.5 Социальную политику (теоретические концепции, показатели и направления);

6.6 Политику доходов: цели, методы и средства (зарубежный и отечественный опыт);

6.7 Внешнеэкономическую политику государства (сущность, направления и инструменты).

7.Расскажите об основных этапах развития ГРЭ.