ГЛАВА 1. Анализ существующих экономических принципов и методов выбора типов автомобильного транспорта потребителями транспортных услуг.

1.1. Основные показатели, влияющие на принципы и методы выбора типов автомобильного транспорта.

На современном этапе перехода к рыночным отношениям возникает потребность ускоренного развития производственной инфраструктуры, в том числе транспорта, обеспечивающей надёжное обращение материальных ресурсов.

Ежегодно в нашей стране образуется около 200 млрд. различных хозяйственных связей. Намеченный рост производственного потенциала при прочих равных условиях к концу XX века вызывал увеличение хозяйственных связей в 4 раза. Эти данные свидетельствуют о необходимости детального рассмотрения возможностей транспортного комплекса по обеспечению надёжного экономичного функционирования процессов товарообмена в современных условиях.

Переход к рыночным отношениям требует новых подходов к проблемам формирования материальных потоков, их рационализации и определения роли транспорта, в том числе и автомобильного, как основного участника процессов воспроизводства, оказывающего существенное влияние на рациональность размещения, обмена и эффективности общественного производства.

При грузовых перевозках автомобильный транспорт участвует практически во всех взаимосвязях производителей и потребителей продукции производственного назначения и товаров народного потребления.

При переходе к рыночному хозяйству повышаются требования потребителей к качеству используемой ими продукции. Это относится и к транспортным услугам, так как повышение их качества позволяет, в конечном счете, увеличить эффективность производства и соответственно доходы коллективов предприятий, пользующихся услугами транспорта.

Для грузовых перевозок в зависимости от специфики грузов и требований клиентуры показателями качества являются сохранность грузов в процессе транспортирования, регулярность поступления партий груза к получателям, максимальное сокращение времени доставки грузов, строгое соблюдение расписания отправления партий груза и гарантированное их прибытие к получателю в точно назначенные сроки, возможность перевозки крупногабаритных отправок без разборки их на части во избежание сборочных работ в пунктах получения.

Несмотря на такое значительное место автомобильного транспорта в транспортной системе страны, он значительно уступает по уровню развития автомобильному транспорту развитых стран Европы и США. Так, среднесуточная скорость доставки помашинных отправок грузов в России составляет 350 – 380 км, тогда как в США – 1200-1400 км, стоимость перевозок автомобильным транспортом в России в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах (в основном из-за отсутствия гарантии обратной загрузки); у нас практически отсутствует информационное обеспечение перевозок, слабо развито сервисное обслуживание, как подвижного состава, так и водителей на маршрутах перевозок.

К недостаткам автомобильного транспорта относят:

-высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на других видах транспорта);

-высокий уровень загрязнения окружающей среды;

-большая трудоёмкость (из всех работников транспортной отрасли примерно 3/4 работают в автотранспортной, по состоянию на 2005 год около 4 млн. человек);

-низкий уровень производительности труда (в основном из-за малой грузоподъёмности подвижного состава), рис. 1;

-большая металлоёмкость и энергоёмкость.

Развитие рыночных отношений и научно – технический прогресс ставят новые проблемы в области организации перевозок:

-проблема качества транспортного обслуживания – перевозок грузов и пассажиров (если у нас специализированных автомобилей примерно 50%, то за рубежом их до 90%);

-проблема ремонта: трудозатраты на создание нового автомобиля ЗИЛ-130 составляют примерно 140 нормочасов, а на его капитальный ремонт – 360. Естественно, напрашивается вопрос – нужен ли такой ремонт;

-сохранение количества и качества грузов в процессе перевозки;

-повышение скорости доставки, доставка точно в назначенный срок;

-проблема регулярности перевозок – создание непрерывной системы транспортировки грузов и пассажиров, основной целью функционирования которой является своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;

-проблема организации и безопасности движения. Это и совершенствование автомобиля, и совершенствование организации движения, в том числе изоляция потоков пешеходов от транспортных потоков, автоматизация управления движением;

-топливно-энергетическая проблема: наши грузовые автомобили грузоподъёмностью до 2т расходуют в 2 раза больше горючего, чем аналогичные транспортные средства за рубежом, грузоподъёмностью 5-8т в 1,2-1,3 раза, автобусы длиной 6-7м в 1,5-1,7 раза, длиной 10-12м в 1,2-1,3 раза. Это проблемы новых двигателей, качества топлива, качества всего автомобиля, качества дорог, качества вождения;

- наиболее актуальной является проблема эффективности использования подвижного состава. Если учесть, что среднее значение коэффициента использования пробега для транспорта общего пользования составляет 0,49, коэффициента использования грузоподъёмности – 0,72, то выходит, что потенциальные возможности автомобиля используются только на 35%. Если же при этом учесть, что в основном подвижной состав автопредприятий работает в одну смену, зачастую неполный рабочий день, а до 40% рабочего времени простаивает под загрузкой – разгрузкой, то становится очевидным, что эта проблема также ждет своего решения. Значения зависимости КИГ от удельного объема бортовых платформ и способов формирования грузовых единиц приведены на рисунке 2.

Рисунок 2. Зависимость КИГ от удельного объема бортовых платформ и способов формирования грузовых единиц.

Вместе с тем прогнозы показывают, что, несмотря на указанные недостатки, автомобильный транспорт может расширить свой сектор на рынке транспортных услуг, особенно в связи с неизбежным развитием дорожного строительства, совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.

Роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями:

- возможность быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве в нужном месте;

- способность доставлять грузы «от двери до двери»;

- высокая скорость доставки: на расстояние до 200 км в 5 раз быстрее, чем железнодорожным и в 12 раз быстрее, чем в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении; на расстояние в 500 км соответственно в 3 и 7 раз. Специалисты считают, что на расстоянии суточного пробега автомобиля (300-350 км) автомобильный транспорт вне конкуренции даже с железнодорожным;

- обеспечение сохранности грузов (за счёт меньшего количества перевалок в процессе транспортировки);

- широкая сфера применения по видам грузов и системам сообщения;

- меньше капиталовложения при малых грузопотоках (при крупных приближаются к стоимости железнодорожного строительства);

- эффективность контейнерных перевозок на расстояния до 500 км.

Основными задачами по развитию автомобильного транспорта считаются:

- совершенствование конструкции и технических характеристик автомобилей в отношении экономичности, экологичности, дизайна и управляемости. Европа вводит требования по экологичности (дымность, шум) Евро-3 и Евро-4, у нас же только освоено производство двигателей в соответствии с требованиями Евро-1 и Евро-2;

- рационализация структуры автопарка, увеличение выпуска специализированных автомобилей и автомобилей малой и большой грузоподъёмности;

- совершенствование системы диагностики, развитие сервиса по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

- улучшение организации и безопасности движения в системе «автомобиль – водитель – дорога»;

- расширение дорожного строительства и повышение качества автомобильных дорог.

Современные производители транспортных услуг постоянно сталкиваются с необходимостью совершенствования транспортного процесса. В условиях рыночной экономики эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что потребители транспортной продукции стремятся приобрести услугу высокого качества, но по минимально низкой цене. В связи с этим организаторы перевозок постоянно решают проблемы:

-с одной стороны – повышение эффективности транспортного процесса, увеличение производительности подвижного состава и снижение себестоимости транспортной продукции;

-с другой стороны - обеспечение качества и надежности транспортных услуг, куда потребители относят: скорость и устанавливаемые сроки доставки, партионность подач в соответствии с пожеланиями заказчика, сохранение количества и потребительских качеств товара при транспортировке.

Кроме того, для поддержания уровня конкурентоспособности предприятие должно обеспечить соответствие тарифов качеству представляемых услуг, расширение ассортимента услуг, предлагаемых заказчику.

1.2. Анализ существующих принципов и методов выбора АТ.

Задача выбора типа и модели транспортного средства решается на разных уровнях управления, рис. 3.