Автомобильные маршруты, классификация, оборудование
Маршрутом называют регламентированный путь следования подвижного состава при выполнении перевозок.
По начертанию маршруты могут быть:
· маятниковые;
· кольцевые;
· диаметральные;
· радиальные;
· тангенциальные(хордовые);
Маятниковые маршрут такой, при котором путь следования автобуса в прямом и обратном направлении проходит по одной и той же трассе.
Рис.1 Маятниковый маршрут
Рис.2 Кольцевой маршрут.
Кольцевой маршрут такой при котором путь следования составляет замкнутый контур.
Рис 3.Диаметральный маршрут
Диаметральный маршрут соединяет периферийные районы города и проходящие через центр.
Рис.4 Радиальный маршрут
Радиальный маршрут соединяет периферийные районы города с центром.
Рис.5 Тангенциальный маршрут
Это такой маршрут который соединяет периферийные районы города и не проходит через центр города.
Маршруты разбиваются на перегоны (участки маршрута между двумя смежными остановками). Длина перегона на городских маршрутах от 200-500 метров, на пригородных от 700 до 1500 метров. Междугородние маршруты имеют длину от соответствующего расстояния между пассажирскими пунктами.
Остановочные пункты разделены на конечные и промежуточные.
Промежуточные подразделяются на постоянные, т. е. с постоянными и значительными пассажирообменом.
Временные, когда пассажирообмен меняется по времени ; по требованию пассажиров.
Промежуточные пункты могут быть :
-узловыми, в нем пересекаются несколько маршрутов и пассажиры пересаживаются с одного маршрутного автобуса на другой.
С учетом распределения пассажирских потоков по участкам маршрута, учитывается безопасность движения и согласованность с ДОБДД.
На городских маршрутах устанавливаются остановочные пункты за перекрестками.
Остановочные пункты устанавливаются на маршрутах так чтобы затраты времени пассажира на подход к остановке в городе не превышал 10-15 минут.
Расстояние между остановочными пунктами выбирается так чтобы с одной стороны время подхода было минимальным, а с другой стороны увеличить скорость движения.
Tпоездки=tподхода пассажира+tожидания автобуса+tперес.+tподх.к объекту.
НИИ разработал рекомендации:
Сред.дальность 1 пассажира | Сред.длина перегона |
2,5 км. | 250-370 м. |
3 км. | 300-450 м. |
3,5 км. | 350-520 м. |
5 км. | 500-570 м. |
Трасса автобусных маршрутов должна проходить через пассажирообразующие и пассажиропоглащающие пункты по кратчайшему расстоянию. Они должны обеспечивать минимальные затраты времени, и возможность и удобство пересадки на другие виды транспорта.
Открытие автобусных маршрутов требует больших подготовительных операциций:
-выявление возможного пассажирооборота;
-выбор трассы маршрута;
-обследование дорожных условий;
-определение места положения остановочных пунктов;
-составление паспорта автобусного маршрута.
Открытие и закрытие маршрута согласно уставу производится автотранспортным предприятием по согласованным соответствием администрации.