Задания

Задание 1.Попробуйте дать не мене трёх разных ответов на каждый вопрос.

– Почему сегодня в моде худоба?

 

Худоба в моде потому, что отсутствие излишних жировых складок не красит фигуру.

Худоба в моде из-за навязанного нам стереотипа женской красоты на примере модели 60-х годов Твигги.

Стройного человека худым не назовут! Худой, значит плохой…

 

– Какими будут последствия глобального потепления на Земле?

 

Глобальное потепление приведет к изменению климата во многих регионах Земли.

Глобальное потепление климата нашей планеты существенно увеличит уровень мирового океана.

 

Глобальное потепление климата нашей планеты отразится на здоровье гипертоников и гипотоников.

 

– Почему люди соблюдают традиции?

Люди соблюдают традиции, не задумываясь, они делают это просто по привычке.

Соблюдение традиций обусловлено национальной культурой.

Люди соблюдают традиции в силу религиозных убеждений.

 

– Что будет, если из нашей жизни исчезнут книги?

Если исчезнут книги, интернет полностью «проглотит» читающую часть человечества.

Если исчезнут книги, люди, как в старину будут передавать знания из уст в уста.

Если исчезнут книги, человек читающий вымрет, как вымерли когда-то динозавры.

 

 

Задание 2.Пообдерите доводы к следующим тезисам:

 

 

1) Каков человек, такова его речь. (Сократ)

Из уст доброго и воспитанного человека никогда вы не услышите бранного слова. Грубиян, наглец и хам не станет церемониться, речь его тороплива, цинична и не отличается богатством словарного запаса.

2) Каждый человек – творец собственного благополучия.

Если человек не хочет в жизни испытать предательства и злых разговоров свой адрес, то и сам он должен жить, не предавая и не злословя в адрес других людей. Учись, работай, созидай и всего в жизни добьешься.

3) Нет ничего сильнее слова. (Менандр) Жизнь и смерть во власти языка.

4) Не хлебом единым жив человек. (Библия) Кроме пищи для плоти есть еще пища для ума и души. Еда помогает сохранять силы и здоровья тела, а духовная пища питает нашу душу, нашу нравственность, наш ум…

 

Задание 3. Согласитесь со следующими высказываниями или возразите. Свой ответ аргументируйте.

1) С милым рай и в шалаше. (Пословица)

Если вам 25 лет и вы обладаете крепкими нервами, можно и в шалаше с «милым» прожить годик. Я предпочитаю комфортные условия для проживания. Какой же это «милый», если не в состоянии удовлетворить потребности «милой» в комфортабельном совместном проживании. Как попало я и одна проживу, без отягчающих обстоятельств, коим является «милый» из шалаша.

 

2) Злые языки страшнее пистолета. (А.С.Грибоедов)

Нет, не считаю я. Что так уж страшны эти самые «злые языки». Удручает тот факт, что у «злых языков» есть слушатели. Тех, кто не поверит сплетням, не станет их распрастронять и слушать гадости про вас, можно смело назвать своими друзьями.

3) Где хорошо, там и родина. (Пословица)

Родина там, где ты гуляешь в своих снах с мамой и папой за ручку на протяжении всей своей жизни. Родина там, где прошло твое детство. Не так уж важно, хорошо там или плохо, вы неразрывно связаны с этим местом своей памятью.

 

4) Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. (А.С.Пушкин)

Не факт, что это утверждение соответствует истине на сто процентов. Есть примеры, когда гениальные личности были безразличны к собственному внешнему виду. Хочется, чтобы «все в человеке было прекрасно…и тело, и душа», но мысли дельного человека меньше всего заняты красотой ногтей, по моему мнению.

 

5) В Росси две беды: дороги и дураки. (Н.В. Гоголь)

А еще в России два риторических вопроса : кто виноват и что делать? Предлагаю вариант вопросов и ответов:

Кто виноват?

– Дураки!

Что делать?

– Дороги!

 

6) Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых. (П.И. Чайковский)

Вдохновение ленивых людей посещает, только им лень творить прекрасное под влиянием вдохновения их посетившего.

 

Задание 4. Рассмотрите схемы рассуждений по двум тезисам. Напишите по предложенной схеме (на выбор) аргументирующий текст, дополнив его примерами, а если хотите и своими аргументами.

Схема 1.

1. Тезис: Преподавание литературы в школе необходимо.

2. Причины (почему истинен тезис)

– Феномен «русских мозгов» своим существованием обязан широкой гуманитарной основе нашего образования.

– Литература является одной из главных составляющих этой гуманитарной основы нашего образования.

– Литература воспитывает человека, формирует его нравственно.

– Литература прививает вкус, учит различать прекрасное и пошлое.

– Литература развивает мышление и речь.

3. Следствие (что следует из основного тезиса).

– Нельзя допустить. Чтобы преподавание литературы было формальным.

– Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, так как исторически в России вся культура выстроена вокруг чтения.

 

Схема 2.

1. Тезис: Не сотвори себе кумира. (Библия)

2. Причины

– Поклоняющиеся кумирам люди теряют свою индивидуальность, а каждый человек неповторим.

– Такие люди теряются в толпе себе подобных.

– Поклонение кумиру занижает самооценку человека.

– Человек, слепо подражая кумиру, перестаёт развиваться.

– Люди потом страдают оттого, что не реализовали себя в жизни.

3. Следствие

– Надо быть самим собой, развивать свой потенциал.

– Надо иметь свой ум, свою жизнь.

 

Задание 5.Постройте свою схему рассуждений по тезисам (на выбор). Образец в задании 4.

1. Дорогу осилит идущий.

2. Классика всегда современна.

3. Каждый человек неповторим.

4. Милее книги в жизни друга нет. (А. Навои)

5. Посторонние люди оказываются справедливее друзей. (М. Вовенарг)

6. Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. (А.Кони)

 

Задание 6.Определите тип умозаключения в следующих рассуждениях и найдите возможные ошибки.

 

1. Знания – не что иное, как слова.

Слова – это ветер.

Знания – это ветер.

Знания- не что иное, как твердыня

Твердыня - это сила

Знания – это сила

 

 

2. Все красивые блондинки легкомысленны.

Елена – красивая блондинка.

Елена легкомысленна.

Все красивые блондинки прекрасны

Елена – прекрасная блондинка

Елена- прекрасная

3. На дискотеках каждый вечер полно молодёжи. У молодёжи только развлечения на уме.

Молодежь – дискотека

Дискотека – развлечения на уме

Молодежь - развлечения на уме.

 

 

4. Чтобы была сознательная дисциплина труда, нужна хорошая организация производства. А хорошая организация производства невозможна без сознательной дисциплины труда.

 

Сознательная дисциплина труда - хорошая организация производства.

Плохая дисциплина труда – плохая организация производства

 

return false">ссылка скрыта

5. Туристы осмотрели город и восхищаются: «Какой чистый город!»

 

 

6. Человек рождён для свободы.

Безработный свободен.

Человек рождён, чтобы быть безработным.

 

Задание 7. Прочитайте тексты и определите способ изложения ма­териала в каждом из них.

1.Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв, давая опреде­ление национального стереотипа поведения, писал, что когда пред­ставители одного народа вступают в контакт с представителями другого народа, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые у другого народа. Так, например, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказы­вал, что скифы не имеют домов, а во время праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувство­вали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостивше­го в Ольвии, в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам.

 

 

2.Известный учёный Лев Николаевич Гумилёв привёл серию интересных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Оль­вии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды, увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а ара­бы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Нормы отношений, принятые у одного народа, удивляют, а иног­да и шокируют представителей другого народа. Гумилёв объяс­няет это существованием национального стереотипа поведения.

 

3. Хороших актрис у нас много, а Нонна Мордюкова одна. В народном сознании всё равно она проходит первым номером. По­тому что она сама — из народа, талантливое и яркое воплощение его подлинной, а не выдуманной судьбы. Она никогда не играла в сладких соцреалистических утопиях про невиданное кубанское изобилие и про ждущий нас всех светлый путь. Наоборот, она и на экране жила той трудной, горькой жизнью, которой жил простой народ. Её учителя Сергей Герасимов и Тамара Макарова предрека­ли ей в юности роли Анны Карениной, Наташи Ростовой, Антиго­ны. Но героиням Нонны Мордюковой не довелось плясать на ба­лах, нить вино из тонких фужеров, носить развевающиеся хитоны. Они одевались по большей части в подбитые ветром ватники, плат­ки, закрывающие лицо до самых бровей, да прохудившиеся кирза- чи. У неё и фильмы называются неброско, но характерно: «Чужая родня», «Отчий дом», «Председатель», «Простая история», «Рус­ское иоле», «Журавушка», «Мама»...

«Аргументы и факты»

 

5*

4.Многие природные процессы, происходящие в Мировом оке­ане — движение, температурный режим вод, — являются неисто­щимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощ­ность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд кВт. ч. Главное богатство Мирового океана — его биологи­ческие ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океа­на насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а её об­щий объём оценивается в 35 млрд т, чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд (!) человек. Живой мир океана — это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.

 

Задание 8. Прочитайте примеры вступлений. Определите, какие при­ёмы используют авторы.

1. Людей какой профессии больше всего на свете? Молва гла­сит: врачей. А вот статистика всех времён буквально вопиёт против этого утверждения.

 

2. Человечество не хочет жить без великих людей: в ту неделю, когда умер Микеланджело, родился Галилео Галилей.

 

 

3. «Настоящий лётчик-испытатель должен свободно летать на всём, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что, вообще-то говоря, летать не может». Это изречение, давно ставшее в авиации классическим, принадлежит лётчику-испытателю С. А. Корзинщикову.

 

4. Почему люди всё время недовольны телевидением, этим ве­личайшим даром цивилизации? Потому что это дар данайцев. В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть на­шего живого существа. Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаем­ся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьём и жуём, жуём, жуём.

 

 

5. Всем известно, что археологические изыскания требуют боль­ших средств, отнимают много времени и сил. А нужны ли они? Сто­ит ли тратить такие усилия только ради того, чтобы уточнить ка­кую-нибудь дату, или расшифровать древний текст, или обнаружить ещё одну стоянку первобытного человека?

 

6. «Всё, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша соб­ственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет... Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, кото­рую нельзя возвратить обратно при всём желании». Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Рождества Хри­стова.

 

 

7. Многие люди задают вопрос: почему картина Малевича «Чёр­ный квадрат» считается шедевром? Ведь такое нарисовать может каждый, таланта тут не нужно... Но «такое и я могу нарисовать» — это, в общем-то, мнение дилетанта. Во-первых, маслом по холсту не рисуют, а пишут. Во-вторых, повторить эту картину невозмож­но. «Чёрный квадрат» Малевича — это своего рода математическая формула. Как творчество поэта Велимира Хлебникова или как японский сад камней.

 

8. Какое это огромное заблуждение — относиться к музыке как к развлечению! А ведь есть же ещё люди, которые воспринимают её именно гак.

 

Задание 9. Прочитайте примеры заключений. Определите, какие при­ёмы используют авторы.

1. Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. Все остальные были врагами или злыми демонами. Для греков все негреки были варварами. Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман — те, кто не следо­вал заветам пророка Магомета, — «неверными». Для европейцев XVIII и даже XIX века всё остальное человечество было скопи­щем дикарей. Для нас, людей XXI века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье — ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.

 

 

2. В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заод­но — и уважительное отношение к человеку, с которым разговари­ваешь? Кто, если не мы сами?!

 

 

3. Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершивший­ся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».

 

 

4. Жизнь коротка, а потому «спешите делать добрые дела!»

 

 

5. И ещё совсем недавно я наконец-то понял, что это стремле­ние любить и было действием души моей, и душа — это и значит — любовь. А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!

 

 

6. Есть мудрая старая пословица: хочешь иметь друга — будь им. Иначе: потрудись душой для находящегося рядом человека. Не пожалей ни времени, ни своих чувств, ни своих сил.

 

 

7. По моему глубокому убеждению, надо не запоминать сотни * правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отно­шения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придёт память на правила хорошего поведения.

 

 

8. Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении де­сятилетий, расцветал и распускался в душе Блока, было чувство родины, ощущение России как Родины.

 

Задание 10. Прочитайте убеждающую речь, написанную студентом. Проанализируйте её.

НУЖНО ЛИ БОРОТЬСЯ С КУРЕНИЕМ?

«Эпидемия» курения во второй половине XX века охватила мно­гие страны. Сегодня это одна из важнейших проблем медицинско­го, социального, педагогического и даже юридического характера, требующая безотлагательного решения. Сейчас на планете курит примерно половина мужского и четверть женского населения. От последствий хронического никотинового отравления ежегодно рас­стается с жизнью не менее 2,5 млн чел. Социологи также подсчита­ли: если бы люди бросили курить, то от преждевременной смерти было бы спасено ежегодно не менее 5,5 млн чел., а это более 10% от общего числа умирающих.

Согласно медицинской статистике, курящие по сравнению с некурящими в 13 раз чаще страдают ишемической болезнью серд­ца, в 12 — инфарктом миокарда, в 10 — язвенной болезнью желуд­ка. Из каждых 20 умерших от рака легких — 19 были курильщики. Все чаще жертвами табачного агрессора становятся молодые люди, даже дети, а также женщины детородного возраста. Курящие буду­щие матери не только губят свое здоровье, они производят на свет неполноценное потомство.

Давайте подумаем: надо ли вообще начинать курить???

Некоторые молодые люди начинают курить, потому что ду­мают, что с сигаретой они выглядят солиднее. Они по доброй воле начинают делать то, что в лучшем случае приведет к ухудшению здоровья, а в худшем убьет, — согласитесь, не самое взрослое ре­шение. На самом деле, взрослые люди как раз отказываются от курения, понимая, что оно никому не прибавляет взрослости и ума.

Другие курят, потому что считают, что это успокаивает, устра­няет тревоги и беспокойства. Но курение не решает такие пробле­мы, оно лишь на время отодвигает их. Как только сигарета докуре­на, снова начинаешь нервничать. И что тогда?! Снова хвататься за сигарету?! Некоторые, особенно девушки, оправдывают курение тем, что якобы оно не дает им пополнеть. Однако это заблуждение: курение подавляет аппетит, но стройнее стать не помогает. В про­тивном случае все курильщики обладали бы изящными фигурами. Но ведь это же не так.

Табак не занесен в список наркотических средств, но в после­днее время ряд ученых все больше склоняются к мысли, что та­бачный дым действует на организм подобно наркотику. Один аме­риканский ученый сделал такой вывод: «роль никотина в импуль­сивной потребности закурить сигарету идентична роли кокаина». Длительный перерыв в курении приводит к возникновению голо­вокружения, головных болей, тошноты, нервной возбудимости, раздражительности, к снижению физической и умственной актив­ности.

В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компо­нентов и их соединений, 30 из которых относятся к разряду нату­ральных ядов.

Если даже вы не курите и не собираетесь начинать, у вас тоже есть повод для беспокойства. Ведь сигаретным дымом дышат не только курильщики. Большая часть дыма от сигареты попадает в воздух. Это значит, что дымом дышат те люди, которые сами не ку­рят. Вдыхание ядовитого дыма чужих сигарет называется пассив­ным курением.

Несмотря на то, что курение быстро становится привычкой и может привести к зависимости от табака, люди могут бросить и бросают курить. Отказ от курения полезен с многих точек зрения. Экономятся деньги, улучшается самочувствие, исчезает застарелый запах табака, а самое главное, если удалось бросить курить до раз­вития серьезных заболеваний, связанных с курением, то в дальней­шем вероятность заболеть становится все меньше и меньше.

Я считаю, что бороться с курением нужно! И в обществе уже немало сделано для того чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым и нам не приходилось против воли вдыхать вредоносный дым сигарет. Курение запрещено во многих общественных местах, и нарушителям грозит штраф, а в некоторых странах, например в CILIA, даже тюремное заключение. Есть надежда, что в будущем зона, свободная от курения, будет всё расширяться и расширяться.

И теперь, прежде чем взять сигарету, подумайте: «А нужно ли мне это?»

 

Задание 11. Напишите убеждающий текст на одну из предложенных тем:

 

11. Интеллигентность и образованность: в чем различие?

 

Высшее образование иметь престижно и желательно. Это неотъемлемый атрибут элиты нашего общества. Часто человек, получив высшее образование, автоматически причисляет себя к интеллигентному сословию, не являясь интеллигентом в принципе.

Интеллигентность не следует смешивать с образованностью. Я не хочу сказать, что интеллигент может быть неучем, но важно подчеркнуть, что дело не в знаниях, а в отношении к ним.

Образованность – это владение знаниями, владение информацией, но интеллигентность – это не владение, а служение; интеллигент не владелец, а преданный сын.

Интеллигентный человек не всегда может быть образованным, но обязательно является культурным человеком.

Культура – это не только искусство и наука, не только картинные галереи, библиотеки и памятники архитектуры – это все то, что нас окружает, весь мир социальных образцов, образцов поведения и деятельности, в рамках которого мы живем и который на каждом шагу эту жизнь определяет.

Люди любят повторять, что искусство принадлежит народу, не замечая,

что формула эта насквозь пропитана идеей потребительства. Ровный и монотонный шум сотен тысяч шаркающих шагов в роскошных залах наших музеев и картинных галерей еще не приближает нас к интеллигентности. Само слово «принадлежит» этому противоречит. Искусство не принадлежит художнику. Скорей наоборот: подлинный художник целиком принадлежит искусству и служит ему. В такой же степени и интеллигентность – это служение Культуре.

Значит ли это, что интеллигент – это человек, занятый в сфере духовного

производства, что интеллигентность связана с разделением труда. Полагаю, что нет, но на этом стоит остановиться, ибо здесь подхожу к самому важному пункту своих рассуждений.

Но чем же тогда интеллигент отличается от этих «простых смертных» и в чем содержание его ответственности, если любая прожитая жизнь представляет собой социокультурную ценность, независимо от того, как она прожита? Дело в том – и это ключ к ответу, – что Культура нуждается не только в позитивных образцах, но и в образцах-запретах; в прошлом нам важно все, включая и ошибки, и преступления.

Этические и нравственные нормы для интеллигентного человека не пустой звук. Образованный человек может являться грамотным специалистом в какой-то области, но оставаться разнузданным хамом в быту. Разве вяжется такой образованный хам с понятием об интеллигентном человеке. Конечно нет!

Я призываю вас, мои уважаемые коллеги задуматься над тем, являемся ли мы интеллигентными людьми, стремясь получить высшее образование в ХГИИКе?

Если нет, то есть над чем потрудиться. Ведь КУЛЬТУРА, это основная область, в сфере которой нам предстоит реализовывать полученные знания!