Актуальные проблемы экономики

Тре­тий раз­дел ФТЭ состоит в вы­бо­роч­ной, ис­сле­до­ва­те­льс­кой, про­блем­ной трак­то­вке глав­ных во­про­сов эко­но­ми­ки в со­от­ветс­тву­ющий мо­мент ее раз­ви­тия. Его не­об­хо­ди­мость опре­де­ля­ет­ся ди­дак­ти­че­ской сис­те­мой эко­но­ми­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния: по­ка­зать огра­ни­чен­ность пред­шес­тву­ющих трак­то­вок, оби­лие про­блем и на­прав­ле­ний их раз­ре­ше­ния. В та­ком слу­чае на­до в не­го вклю­чать об­зор кон­цеп­ций по изу­ча­емой про­бле­ме, раз­ли­чие иде­оло­гии, по­ли­ти­ки и прак­ти­ки и т.п. Ес­те­ствен­но, что все это - субъ­ек­тив­ные мне­ния ав­то­ров, обо­сно­ван­ность которых со­от­ветс­тву­ет их ин­тел­лек­ту­аль­ным спо­соб­но­стям.

Проблемный курс - осно­ва элек­ти­вно­го (фа­ку­ль­та­ти­вно­го) изу­че­ния сту­ден­та­ми эко­но­ми­ки. Можно пред­ложить та­кое изучение всех эле­мен­тов эко­но­ми­ки. Усло­ви­ем успеш­но­сти это­го уров­ня обу­че­ния являются лич­ные ин­те­ре­сы пе­да­го­га как ис­сле­до­ва­те­ля и спо­соб­ность пред­ло­жить им ори­ги­на­ль­ные трак­тов­ки ак­ту­аль­ных про­блем эко­но­ми­ки. Од­но­вре­мен­но та­кие за­ня­тия про­дук­тив­ны при на­ли­чии опуб­ли­ко­ван­ных ра­бот по со­от­ветс­тву­ющим ас­пек­там эко­но­ми­ки. Име­ет­ся мно­го ра­бот, ко­то­рые мо­гут быть осно­вой та­ко­го изу­че­ния сту­ден­та­ми эко­но­ми­ки. За­труд­не­ния возникают в связи с отсутствием в учебных планах возможностей для этого, ма­ло­до­ступ­но­стью этих ра­бот, по­ско­ль­ку они опуб­ли­ко­ва­ны не как учеб­ные по­со­бия, и, кроме того, нет их до­ста­точ­но­го чис­ла в учеб­ных биб­лио­те­ках. Для каж­до­го про­блем­но­го кур­са ну­жен свой учеб­но-ме­то­ди­че­ский ком­плекс, в том чис­ле и учеб­ник. Ав­тор мо­жет пред­ло­жить ряд собс­твен­ных раз­ра­бо­ток для вы­бо­ра сту­ден­та­ми тем: философия, ин­тел­лек­ти­ка как ме­то­до­ло­гия ФТЭ, ма­те­ри­аль­ные про­из­во­ди­те­ль­ные си­лы об­щес­тва (или общая теория техники), общая теория денег, экс­пер­ти­за тру­да, со­ре­вно­ва­ние и кри­ти­ка как ме­тод ме­не­джмен­та и не­ко­то­рые дру­гие [см. 20-24]. Для сла­бо успевающих сту­ден­тов вмес­то про­блем­но­го курса пред­по­чти­те­ль­нее ор­га­ни­зо­вать по­втор­ный курс. По спец­кур­сам луч­ше не чи­тать лек­ций, а вес­ти их об­суж­де­ние на основе книг или, наоборот, огра­ни­чи­ть­ся то­ль­ко лек­ци­ями.