Концентрация производства на предприятии

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции.

Концентрация производства имеет следующие особенности:

- выражается в создании и развитии крупных производств и предприятий, в сосредоточении выпуска большей части продукции каждой отрасли на отдельных специализированных предприятиях;

- создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительной техники и неуклонного роста производительности труда;

- контролируется с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, в каких формах развивается этот процесс, т. е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема производства;

- не является единственным путем развития предприятия. В каждой отрасли имеется свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и мелких предприятий.

Концентрация может развиваться на основе различных форм:

- увеличение выпуска однородной продукции (специализированные предприятия;

- увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

- развитие концентрации на основе диверсификации производства.

Концентрация может быть достигнута:

· путем увеличения производительности оборудования на прежнем технологическом уровне;

· использования оборудования с большей мощностью;

· развития комбинирования взаимосвязанных производств.

С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – экстенсивный, т. е. за счет внедрения новой техники.

Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы как отдельные показатели, так и их система:

1. Абсолютные размеры предприятияопределяются с помощью следующих показателей:

- объем производства продукции за год;

- среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

- среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

- объем выпускаемой продукции зависит от задействованных производственных ресурсов, т. е. от величины переменного и постоянного капитала. На предприятии объем выпуска продукции может быть увеличен за счет наиболее полного использования мощностей. В этом случае цель достаточно быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала, а экономический эффект достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.

- среднегодовая численность промышленно-производственногоперсонала характеризует размер предприятий показателем количества применяемого живого труда. Однако в связи с научно-техническим прогрессом, особенно механизацией и автоматизацией производства, количество промышленно-производственного персонала на отдельных предприятиях значительно сокращается и увеличивается стоимость основных производственных фондов;

- показатели стоимости основных производственных фондов характеризуют размер предприятий с точки зрения применяемого овеществленного труда.

2. Показателями уровня концентрации производствав отраслях промышленности являются:

- объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

- удельный вес продукции, вырабатываемой, крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

- удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

- удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

- удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

- удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

С развитием концентрации его показатели улучшаются до достижения Qопт, а затем могут снижаться.

Преимущества концентрации производства:

- проводники НТП;

- легче внедряется и лучше используется более современное оборудование;

- средние постоянные затраты снижаются при увеличении выпуска, это ведет к снижению издержек, а значит к росту прибыли;

- больше возможностей для улучшения организации производства.

Недостатки концентрации производства:

- увеличение транспортных расходов на подвоз сырья;

- продолжительный срок строительства:

- большие затраты на строительство;

- сложно управлять;

- экология;

- укрупнение производства способствует монополизации.

Концентрация и монополизация тесно связаны между собой. В странах с рыночной экономикой действует антимонопольное законодательство. Показатели концентрации в Германии – монопольное положение предприятия возникает, если на одно предприятие приходится более 1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 предприятия – 1/2 всего оборота, либо на 5 предприятий более 2/3 оборота.

В США используется показатель доли четырех крупнейших предприятий. Но в последние годы все больше используется показатель Герфиндаля-Гиршмана (IXX):

 

,

 

где – доля предприятия на рынке.

1 < IXX < 10000, где 1 – совершенная конкуренция, 10 000 – абсолютная монополия.

В РФ используется показатель доли отдельного предприятия на рынке продаж.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности» принят в 1991 г. В соответствии с ним монопольное положение занимает предприятие, у которого доля предприятия на рынке более 35 %. Наказуем факт доминирующего положения, которое доказывается через суд (учитывается доля рынка, поведение – то есть препятствует выходу других фирм на рынок).

Наиболее монополизированы черная и цветная металлургия, машиностроение.

Для РФ более характерны:

· локальный монополизм в масштабах района;

· олигополия;

· наличие одного доминирующего предприятия (например, «Газпром»).

Диверсификация – самая сложная форма концентрации. Это одновременное развитие не связанных друг с другом производств в рамках одного предприятия. В результате диверсификации предприятие превращается в сложные многоцелевые комплексы, например, НТМК. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30 % общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

Диверсификация способствует:

- большей выживаемости;

- более полному использованию ресурсов;

- более полному насыщению рынка;

- проведению антимонопольной политики.