Научное познание и его специфические признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Научное познание как профессиональный вид общественной де-ятельности осуществляется по определенным научным каналам, принимаемым научным обществом. Структура научного познания включает в себя:
• объект познания,
• субъект познания,
• знание как результат и метод исследования.
Познание и знание различаются как процесс и результат. По-знание – это общественно-исторический, аккумулятивный (нако-пительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.
Термин же «знание» употребляют в трех смыслах:
1. способности, умения, навыки, которые базируются на осве-домленности о том, как что-либо сделать;
2. любая познавательно значимая информация;
3. особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением. (Второй и третий пункты являются предметом рассмот-рения гносеологии.
Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание – это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:
1. ощущение – отражение в сознании человека отдельных сто-рон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;
2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;
3. представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.
эмпирический и теоретический уровни исследования различны. Это различие основано на неодинаковости:
1. способов (методов) самой познавательной активности;
2. характером достигаемых научных результатов.
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание экспе-риментальных данных, их классификация, первичное обобщение.
Теоретическое ж познание – это существенное познание, осу-ществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя ис-торически эмпирическое познание предшествует теоретиче-скому.
В эмпирическом познании преобладает чувственный аспект, в теоретическом – рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.