Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?

2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А.Шопенгауэр?

3. Что такое триада Г. В. Ф. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности разви­тия?

4. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю, И.Г.Фихте, К.Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выра­зить его автор?

5. Какому К. Марксу принадлежат эти суждения - молодому или зрелому? Поясните различие этих высказываний: по их структу­ре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.

· «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдель­ному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношениий».

· «...Возникшее общество произ­водит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всесто­роннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?

7. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гу­манизмом?

8. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие этой категории от категории «Единое»?

9. Покажите различия в понимании идеи Добра во взглядах B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого и Н.0. Лосского, используя их тру­ды «Оправдание добра», «Путь жизни», «Условия абсолютного добра».

10. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских филосо­фов, какой смысл они в нее вкладывали?

· «Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и чело­века, божественного и человеческого». (B.C. Соловьев, П.А. Фло­ренский, Н.А. Бердяев).

11. Попробуйте определить, кому могут принадлежат сле­дующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Ка­ково будет место России в истории, если мы будем рассматри­вать саму историю с позиций: а) формационного подхода? б) цивилизационного подхода?

· «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авто­ритету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подо­бающее место общественной свободе (действию Духа)».

· «Евразия - это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Ев­разия- это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преоблада­нием последнего».

· «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мис­тика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит уст­ройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет». (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. Флоровскй).

 

4.9. Тестовые задания

 

(третий уровень понимания материала)

1. «Вещь в себе» у Канта означает:

1)закрытую для других личность;

2) скрытый смысл вещи;

3) закон;

4 сущность.

2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1) с мышления;

2) со свободы воли;

3) с природы;

4) с общества.

3. Решаю­щую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:

1) Ньютон;

2) Фейербах;

3) Шеллинг;

4) Гегель.

4. Со­гласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:

1) мышление;

2) любовь;

3) самосознание нации;

4) долг.

5. Выделите высказывание, наиболее точно соответствую­щее сущностиэкзистенциализма:

1) философия экзистенциализма - это учение о высшем понимании мира;

2) философия экзистенциализма - это познание причин и принци­пов сущего;

3) экзистенциальная философия - это учение о том, как человеку жить;

4) экзистенциализм - это учение о человеческой свободе.

6. Назовите основную черту русской философии:

1) эмпиризм;

2) позитивизм;

3) нравственно-религиозный характер;

4) рационализм.

7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;

2) как нечто неподвижное;

3) как процесс, определяемый государством;

4) как нечто фатальное.

8. В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе, как движущем факторе истории;

2) любовь к славянству;

3) опора на сельскую общину;

4) увлечённость языковой культурой.

9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство;

2) западничество;

3) позитивизм;

4) народничество.

10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьёва означает:

1) учение о сущности Единого общества;

2)единство природы и единство человека;

3) природы и общества;

4) единство Бога со всем миром.

11. В основу мира согласно взглядам Н. А. Бердяева заложено:

1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

2) стремление к свободе;

3) бог;

4) софия.

12. Термин «ненасилие» в мировоззре­нии Л. Н. Толстого следует понимать как:

1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;

2) сотворение добра;

3) непричинение зла другому;

4) середина между добром и злом.

 

13. Причина русского коммунизма согласно Н. А. Бердяеву:

1) в мессианизме;

2) позитивизме русских идеалов русского характера;

3) в подражаний миссианизму христианства;

4) в продолжении западнической политики Петра I.