Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?
2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А.Шопенгауэр?
3. Что такое триада Г. В. Ф. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?
4. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю, И.Г.Фихте, К.Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?
5. Какому К. Марксу принадлежат эти суждения - молодому или зрелому? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.
· «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношениий».
· «...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».
6. Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность истинна?
7. Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом?
8. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие этой категории от категории «Единое»?
9. Покажите различия в понимании идеи Добра во взглядах B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого и Н.0. Лосского, используя их труды «Оправдание добра», «Путь жизни», «Условия абсолютного добра».
10. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских философов, какой смысл они в нее вкладывали?
· «Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого». (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).
11. Попробуйте определить, кому могут принадлежат следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода? б) цивилизационного подхода?
· «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)».
· «Евразия - это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия- это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего».
· «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет». (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. Флоровскй).
4.9. Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. «Вещь в себе» у Канта означает:
1)закрытую для других личность;
2) скрытый смысл вещи;
3) закон;
4 сущность.
2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:
1) с мышления;
2) со свободы воли;
3) с природы;
4) с общества.
3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:
1) Ньютон;
2) Фейербах;
3) Шеллинг;
4) Гегель.
4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:
1) мышление;
2) любовь;
3) самосознание нации;
4) долг.
5. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущностиэкзистенциализма:
1) философия экзистенциализма - это учение о высшем понимании мира;
2) философия экзистенциализма - это познание причин и принципов сущего;
3) экзистенциальная философия - это учение о том, как человеку жить;
4) экзистенциализм - это учение о человеческой свободе.
6. Назовите основную черту русской философии:
1) эмпиризм;
2) позитивизм;
3) нравственно-религиозный характер;
4) рационализм.
7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:
1) как обусловленный религией процесс;
2) как нечто неподвижное;
3) как процесс, определяемый государством;
4) как нечто фатальное.
8. В основу славянофильства легли принципы:
1) учение о народе, как движущем факторе истории;
2) любовь к славянству;
3) опора на сельскую общину;
4) увлечённость языковой культурой.
9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:
1) славянофильство;
2) западничество;
3) позитивизм;
4) народничество.
10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьёва означает:
1) учение о сущности Единого общества;
2)единство природы и единство человека;
3) природы и общества;
4) единство Бога со всем миром.
11. В основу мира согласно взглядам Н. А. Бердяева заложено:
1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;
2) стремление к свободе;
3) бог;
4) софия.
12. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как:
1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;
2) сотворение добра;
3) непричинение зла другому;
4) середина между добром и злом.
13. Причина русского коммунизма согласно Н. А. Бердяеву:
1) в мессианизме;
2) позитивизме русских идеалов русского характера;
3) в подражаний миссианизму христианства;
4) в продолжении западнической политики Петра I.