Позитивизм и неопозитивизм
Наука как особая форма знания сыграла огромную роль в становлении новоевропейской цивилизации. Именно с развитием науки связан технический, экономический, социальный и культурный прогресс Запада. К анализу научного метода мышления ещё в XVII в. обращались Ф.Бэкон и Р.Декарт. К середине XIX в. успехи науки и практические результаты ее применения уже стали настолько очевидными, что возник соблазн преувеличения возможностей науки, безграничная вера в нее как панацею от всех проблем. Другие формы знания, как например философия, не приносившие практических результатов, стали расцениваться как устаревшие, требующие радикального пересмотра. Эта позиция была представлена позитивизмом, новым рационалистическим течением XIX в.
Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т. е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.
Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором последняя противопоставляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», построенной по образцу естественных наук науки об обществе — социологии. Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объяснение, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов.
Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связанной с эмпирическим опытом.
Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать силой». Основу его философии — программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика».
По мнению О.Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, поскольку философия должна основываться только на позитивном научном знании и не нуждается в диктате философии.
Принципы позитивизма:
· философское знание должно быть точным и достоверным;
· при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;
· основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение;
· философия должна исследовать только факты, а не их причины;
· философия должна освободится от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании;
· философия должна прекратить «диктат» другим наука и занять свое конкретное место среди них.
Предназначение новой философии — разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умозрительными. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона:
1) «Закон трех стадий развития ума»;
2) «Закон классификации наук».
В первом законе — ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления сравнимые с человеком, на второй апеллирует к абстрактным сущностям, на третьей — наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.
Закон классификации наук выражает необходимость распределения их по степени их сложности:
1. Аналитические — изучающие явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия).
2. Синтетические — объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).
3. Социология — призвана изучать социальные законы.
Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжателем его идей стали английские философы Д.Стюарт Миль (1806–1873) и Герберт Спенсер (1820–1873).
Одна из заслуг позитивистской методологии — выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношение с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии. Методология позитивизма оказала сильное влияние на развитие социальных исследований: О.Конт и Г.Спенсер стали основоположниками новой науки об обществе – социологии.
В XX в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Отличительной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует, главным образом, те формы, в которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания.
Неопозитивизм — это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм. В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел (1872–1970), Людвиг Витгенштейн (1889–1951), Рудольф Карнап (1891–1970), Карл Поппер (1902–1994), Мориц Шлик (1889–1936) и др.25
25 См.подробнее: Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. С.132–144.