Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики Средневековья и Возрождения в понятиях: теоцентризм и антропоцентризм?
2. Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой философии?
3. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?
4. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?
5. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?
6. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.
7.В чём суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?
8. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?
9. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?
10. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?
11.Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?
12.В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?
13.Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».
14. Какие произведения великих художников Ренессанса Вам наиболее близки? За что Вы их цените?
15. Прокомментируйте их и соотнесите с современным пониманием гуманизма две наиболее известные на Западе интерпретации термина гуманизм, относящегося к XVI в.
• Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист - это литератор. (П.О. Кристеллер);
• Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования - умонастроений несистематических, открытых, проблематичных и прагматических. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными. (Э. Гарэн).
16. Из нижеприведенных, отметьте характерные черты Ренессанса:
• практический и теоретический индивидуализм;
• движение цивилизации против дикости /средневековья/;
• время безбожия и язычества;
• культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;
• светский дух религии с тенденцией к язычеству;
• движение культуры против бескультурья и варварства;
• освобождение от власти авторитетов;
• особенное внимание к истории;
• чрезвычайный вкус к искусствам;
• обновление духовной жизни.
17.Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерон: «Vivere est cogitare /Жить, значит мыслить/ и Р.Декарт «Cogito ergo sum» /Мыслю, следовательно, существую/.
3.9. Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. Истоки средневековой философии находятся в:
1) атомистической философии Античности;
2) философии Возрождения;
3) философии Сократа;
4) философии стоиков и эпикурейцев.
2. Онтологическим принципом средневековой философии является:
1) рационолизм;
2) креационизм;
3) откровение;
4) формализм.
3. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:
1) Фому Аквинского;
2) Августина Блаженного;
3) Аристотеля;
4) Марка Аврелия.
4.Гносеологическим принципом средневековой философии является:
1) историзм;
2) рационализм;
3) откровение;
4) креационизм.
5.«Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:
1) Фому Аквинского;
2) Аврелия Августина;
3) Пьера Абеляра;
4) Боэция.
6. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:
1) идея общего (понятие) предшествует вещи;
2) идея вещи не соответствует материальному воплощению;
3) идея идентична вещи;
4) реальны лишь единичные вещи, а «имена после вещей».
7.В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:
5) идея общего (понятие) предшествует вещи;
6) реальны лишь единичные вещи;
7) идея вещи не соответствует материальному воплощению;
8) идея идентична вещи.
8.Индукция - это понятие, означающее в философии:
1) метод психологического воздействия;
2) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;
3) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему.
4) метод познания всеобщего;
9. Рационализм - это понятие, означающее в философии:
1) область математики;
2) научное знание вообще;
3) теоретическое знание;
4) опытное знание.
10. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:
1) Бэкон;
2) Декарт;
3) Спиноза;
4) Лейбниц.
11. Учение Декарта о субстанции называется:
1) дуализм;
2) монизм;
3) плюрализм;
4) универсальная математика.
12.Для философии эпохи Просвещения характерно:
1) метафизичность;
2) теоцентризм;
3) рационализм;
4) креационизм.
13.Теорию «естественного права» разработал:
1) Гельвеций;
2) Ламетри;
3) Гердер;
4) Локк.