Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской пробле­матики Средневековья и Возрождения в понятиях: теоцентризм и антропоцентризм?

2. Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой философии?

3. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

4. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?

5. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

6. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

7.В чём суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?

8. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?

9. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?

10. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?

11.Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

12.В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?

13.Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».

14. Какие произведения великих художников Ренессанса Вам наиболее близки? За что Вы их цените?

15. Прокоммен­тируйте их и соотнесите с современным пониманием гуманизма две наиболее известные на Западе интер­претации термина гуманизм, относящегося к XVI в.

• Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист - это литератор. (П.О. Кристеллер);

• Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования - умонастроений несистематических, открытых, проблематичных и прагма­тических. Совсем не случайно вели­кие гуманисты были по большей части людьми государствен­ными, активными. (Э. Гарэн).

16. Из нижеприведенных, отметьте характерные черты Ренес­санса:

• практический и теоретический индивидуализм;

• движение цивилизации против дикости /средневековья/;

• время безбожия и язычества;

• культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

• светский дух религии с тенденцией к язычеству;

• движение культуры против бескультурья и варварства;

• освобождение от власти авторитетов;

• особенное внимание к истории;

• чрезвычайный вкус к искусствам;

• обновление духовной жизни.

17.Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Ци­церон: «Vivere est cogitare /Жить, значит мыслить/ и Р.Декарт «Cogito ergo sum» /Мыслю, следовательно, существую/.

3.9. Тестовые задания

 

(третий уровень понимания материала)

1. Истоки средневековой философии находятся в:

1) атомистической философии Античности;

2) философии Возрождения;

3) философии Сократа;

4) философии стоиков и эпикурейцев.

2. Онтологическим принципом средневековой философии является:

1) рационолизм;

2) креационизм;

3) откровение;

4) формализм.

3. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского;

2) Августина Блаженного;

3) Аристотеля;

4) Марка Аврелия.

4.Гносеологическим принципом средневековой философии является:

1) историзм;

2) рационализм;

3) откровение;

4) креационизм.

5.«Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского;

2) Аврелия Августина;

3) Пьера Абеляра;

4) Боэция.

6. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:

1) идея общего (понятие) предшествует вещи;

2) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

3) идея идентична вещи;

4) реальны лишь единичные вещи, а «имена после вещей».

7.В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:

5) идея общего (понятие) предшествует вещи;

6) реальны лишь единичные вещи;

7) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

8) идея идентична вещи.

 

8.Индукция - это понятие, означающее в философии:

1) метод психологического воздействия;

2) метод мышления, построенный на переходе от общего к ча­стному;

3) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему.

4) метод познания всеобщего;

9. Рационализм - это понятие, означающее в философии:

1) область математики;

2) научное знание вообще;

3) теоретическое знание;

4) опытное знание.

10. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

1) Бэкон;

2) Декарт;

3) Спиноза;

4) Лейбниц.

11. Учение Декарта о субстанции называется:

1) дуализм;

2) монизм;

3) плюрализм;

4) универсальная математика.

12.Для философии эпохи Просвещения характерно:

1) метафизичность;

2) теоцентризм;

3) рационализм;

4) креационизм.

13.Теорию «естественного права» разработал:

1) Гельвеций;

2) Ламетри;

3) Гердер;

4) Локк.