Постановка и математическая модель задачи оптимальной расстановки флота. Характеристика методов решения задачи по расстановке флота.

Алгоритм построения схемы движения.

1. На основании заданных грузопотоков производится расчет потребного тоннажа для их освоения.

2. Строится таблица корреспонденции тоннажа, в которой определяются порты с избытком и недостатком тоннажа.

3. На следующем этапе решается транспортная задача распределения балластного тоннажа из портов с избытком в порты с недостатком по критерию минимального перемещения.

4. Согласно направлениям движения тоннажа с грузом и оптимального плана распределения балл тоннажа строится таблица, на основании которой и производится построение схем. По верт - порты отправления, по гориз -назначения.

При построении должны соблюдаться следующие правила:

– схемы должны быть замкнуты, т.е. начинаться и заканчиваться в одном и том же порту;

– на всех участках схем должен использоваться равновеликий тоннаж;

– не должно быть подряд двух участков с балластным пробегом.

Начинать построение схемы рекомендуется с минимального по величине тоннажа в таблице, во избежание пересечения с портами с большим тоннажем, т. к. на всех участках схем от тоннажа базовых портов отнимается один и тот же равный по величине тоннаж. При этом порт отправления, от участка к участку, становится портом назначения, до тех пор пока схема не замкнется в первоначальном порту. На схеме стрелками отображаются направления балластных пробегов (пунктир) и направления перемещения тоннажа с грузом в базовые порты схемы (сплошная линия)

По каждой схеме движения необходимо определить количество перевозимого груза ΣQi .

Для участков схемы, где перевозится условно «тяжелый груз» ΣQi = Σ, а там где перевозится условно «легкий груз» необходимо пересчитать массу груза по формуле:

ΣQi =( ΣDчi *wi) / ui , где wi – уд.грузовместимость судна, ui – упо.

Количество груза перевозимого по схеме, изображенной на рис.1, определяется следующим образом: ΣQi = 17+10+0 = 27 тыс.т.

16. Оперативное планирование работы флота. Значение и способы изображения графиков движения судов. Назначение и сущность НГРФ.

Оперативное планирование – оперативное реагирование на складывающуюся ситуацию, краткосрочный прогноз и планирование на короткий период времени. Оперативное планиро-

вание на морском транспорте сочетается с текущим (годовым), чем достигается непрерывность этого процесса. Главным объектом оперативного планирования является рейс. Выполнение рейсовых заданий определяет степень выполнения всех остальных видов планов. Таким образом, основой оперативного регулирования является график работы флота (основным документом, регламентирующий работу каждого судна, отдельной группы судов и судоходной компании в целом). Оперативная работа основных подразделений судоходной компании сводится к выполнению графика движения судов. Ведение графика осуществляется в службе эксплуатации флота. В идеале каждый групповой диспетчер должен иметь возможность отслеживать движение судов (ведение графика) и вносить изменения по своей группе судов в режиме реального времени. Уточнения и изменения планируемых рейсов, производимые непрерывно по мере получения и изменения информации о грузах, ремонте судов, являются сущностью процесса ведения графиков работы флота, который сводится к наращиванию и корректировке. Наращивание графика – это процесс продления графика по горизонту планового обзора. Процесс продления графика работы флота с технической точки зрения может осуществляться ежесуточно на сутки вперед. Для всех судоходных компаний рекомендуется вести график на интервале, позволяющем использовать результаты его расчетов для целей квартального планирования перевозок, и продлевать график для контроля за выполнением оперативных планов.

Корректировка графика – процесс изменения последовательности рейсов и других видов работ и обслуживания судна, а так же показателей отдельных рейсов, осуществляемый по мере поступления оперативной информации, влияющей на характер использования флота.

Корректировка графика может быть:

1) результатом изменения принятого ранее решения о назначении судов в рейсы и других видах работ, а также о постановке в ремонт;

2) следствием изменений в графике в движении и в загрузке судов, их обработке в портах и др.

Формы представления графиков движения судов: графические (наклонный или косой график) и табличные формы.

При наличии информационно-вычислительного центра судоходная компания организует на его компьютерах ведение непрерывного графика работы флота (НГРФ). НГРФ имеет глубину планирования один квартал и представляет собой план того, что будет происходить с каждым судном компании в течение ближайших 90 суток. Этот график с течением времени регулярно продвигается вперед на определенное количество суток, сохраняя глубину планирования 90 суток.

По каждому судну в графике указывается: название судна; позиция судна (под погрузкой-выгрузкой, в плавании); направление (где работает); вид и количество груза; доходы, расходы