Анализ показателей работы флота методом относительных коэффициентов на примере себестоимости перевозки груза.
Анализ экономических показателей работы судов имеет целью составление оценок результатов перевозочного процесса в заданных стоимостных показателях. Эти оценки существенно дополняют представление о выполнении плана и использовании флота, которые получаются в результате оперативного анализа производственных показателей.
Оперативный анализ показателя себестоимости перевозок проводится в ходе рейса и по его завершении. Для исследования используется формула себестоимости перевозки за тонну: Sm = R/Q = (Kx*l / a*Dч*Vэ) + (2kcm/Mв)
Аналитические исследования показателя себестоимости перевозки осуществляются раздельно по ходовой и стояночной составляющим:
Sx = (kx*l/a* Dч*Vэ), Scm=(2kcm/Mв) (3)
1. Анализ ходовой составляющей себестоимости перевозки.
До начала исследования вводятся коэффициенты по всем элементам показателя как отношение отчетного значения к базисному:
Ikx = Kx 0 / Kx пл, Ivэ = Vэ 0/ Vэ пл, I l = l 0/ l пл, I Dч = Dч 0/ Dч пл.
Некоторые важные уточнения оценок, достигнутых показателей получаются при помощи пересчетов базисных значений. Сущность приема состоит в том, что новые значения базисных величин определяются с учетом изменений внешних условий эксплуатации, которые обуславливаются объективными факторами. Сравнение отчетных показателей с корректированными значениями дает возможность оценить достигнутый уровень, выделив влияние на него объективных факторов. В процессе погрузки груза по разным причинам может измениться структура грузопотока, поэтому кроме отчетных и плановых норм вводятся корректируемые. Например:
Ia = a0 / aкор, Ia’ = aкор / aпл.
Генеральный индекс (общий индекс) получается как произведение индексов элементов, образующих показатель. Для себестоимости он имеет вид:
Isx = Ikx*Il/ Ia*Ia’*IDч*Ivэ
Абсолютное количественное изменение показателя можно определить, зная приращение его генерального индекса:
∆Sx1 = Sx пл – Sx o = (kxпл * lпл / aпл*Dчпл* Vэпл) – (Ikx*Il / Ia*Ia’*IDч*IVэ) * (kxпл*lпл / aпл* Dчпл* Vэпл) = Sxпл * (1- (Ikx*Il / Ia*Ia’* IDч*IVэ))
Математическая модель полных приращений генерального индекса по элементам представляется системой уравнений (6):
∆Isa = 1 – 1/Ia
∆Isa’ = (1/Ia) – (1/Ia*Ia’)
∆IsDч = (1/Ia*Ia’) – (1/ Ia*Ia’*I Dч)
∆Is Vэ = (1/ Ia*Ia’*IDч) – (1/Ia*Ia’*IDч*IVэ)
∆Iskx = (1/Ia*Ia’*IDч*IVэ) – (Ikx/Ia*Ia’* IDч*IVэ)
∆Isl = (Ikx / Ia*Ia’* IDч*IVэ) – (Ikx*Il/ Ia*Ia’*IDч*IVэ)
Абсолютные значения приращений ходовой ставки по элементам ∆Sx вычисляют через приращение генерального индекса по элементам и базисное значение себестоимости:
∆Sxi = ∆Isi*Sxпл
Проводится проверка:
∆Sx2=∆Sxa+∆Sxa’+∆SxDч + ∆SxVэ + ∆Sxkx +∆Sxl (7)
Результаты анализа ходовой составляющей оцениваются по приращениям коэффициентов и абсолютным значениям приращений ходовой ставки по элементам. Абсолютное изменение себестоимости по формулам
(6) и (7) равны между собой. При этом возможны погрешности из-за округлений в расчетах: Sх1 = Sх2 .
2. Анализ стояночной составляющей себестоимости перевозки.
Для анализа стояночной составляющей себестоимости принимается формула (3). Вводятся коэффициенты по элементам стояночной себестоимости и дополнительного корректирующего элемента:
IMв = Мв о / Мв кор, IMв’ = Мв кор / Мв пл, Ikст = kст о/ kст пл
Абсолютное изменение стояночной составляющей находим аналогично ходовой части:
∆Sст1 = Scт пл – Sст о = (2kст пл / Мв пл)*(1- (Ikст / IMв *IMв’))
Математическая модель полных приращений генерального индекса стояночной составляющей по элементам представляется следующей системой уравнений:
∆IsMв = 1- (1/ IMв)
∆IsMв’ = (1/ IMв) - (1/ IMв *IMв’)
∆Iskcт = (1 / IMв *IMв’) – (Ikcт/ IMв *IMв’)
Абсолютные значения приращений стояночной ставки по элементам ∆Sст вычисляют через приращение генерального индекса по элементам и базисное значение себестоимости:
∆Sст1 = ∆Isi*Sст пл
Проводится проверка:
∆Sст2 = ∆SстMв + ∆SстMв’ + ∆Sстkcт , ∆Sст1 = ∆Sст2
Результаты указанного раздельного анализа ходовой ставки и ставки по стояночным операциям обобщают. Ходовая ставка возрастает из-за снижения коэффициента использования грузоподъемности α (индекс меньше 1) и снижается за счет увеличения эксплуатационной скорости ν(индекс больше 1) и уменьшения показателя суточного содержания судна на ходу kx (индекс меньше 1). Sт по стояночной составляющей снижается из-за уменьшения kст (индекс меньше 1) и за счет повышения интенсивности грузовых работ Мв (индекс больше 1).