Анализ показателей работы флота методом цепной подстановки на примере производительности 1 тонны тоннажа в сутки. Особенность метода.

Прием цепной подстановки предусматривает определение величин отчетного показателя последовательно при изменении на первом этапе только первого из образующих элементов, оставив другие на уровне базисных (плановых). На втором этапе тот элемент который уже изменялся становится отчетным и подстановки проводятся до тех пор пока все эл-ты не будут изменены и перейдут из состояния плановых в отчетные. Приращение по первому элементу явл-ся частным, т.к. влияние изменения другого элемента на показатель исключено, а приращение по последнему элементу является полным и включает в себя неразложимый остаток. Недостатком метода цепной подстановки является зависимость распределения влияния приращения по элементам от очередности замены базисных значений отчетными. Это приводит к неоднородности получаемых результатов исследования, придает исследованию субъективный характер. Устранение указанного недостатка достигается путем предварительного обоснования определенной очередности рассмотрения влияния отдельных элементов, входящих в показатель. Достаточным обоснованием очередности является установление ее в соответствии с последовательностью выполнения технологических процессов и операций. Другое решение состоит в предварительном распределении элементов или факторов по степени напряженности на группы экстенсивных и интенсивных. Исследование принято начинать с экстенсивных факторов. Анализ производительности 1 т грузоподъемности методом цепной подстановки заключатся в следующем.

Анализируемый показатель:

М = α* Ех*Vэ

Абсолютное изменение показателя М равно: ∆М1 = Мо - Мпл .

До начала подстановок элементов при вычислении приращений показателя необходимо определить последовательность самих подстановок. Определяющим в перевозках и работе флота является фактор времени или ТЭ. Если распределить элементы показателя производительности тоннажа по степени напряженности, т. е. зависимости от указанного параметра перевозки, то исследование необходимо начинать с самого экстенсивного фактора – коэффициента загрузки, далее – эксплуатационная скорость и самый последний фактор – коэффициент ходового времени.

Математическая модель примет вид:

∆М α = (αо- αпл)* Ехпл*Vэпл

∆М Vэ = (Vэо- Vэпл)* Ехпл * αо

∆М Ех = (Ехо- Ехпл)* αо * Vэо

∆М2 = ∆Мα +∆МVэ + ∆МЕх

В методе цепной подстановки μ1 = μ2 .

Описанный метод не устраняет неточности и некоторой условности получаемых результатов. Это связано с тем, что отсутствуют общие строгие правила группировки отдельных элементов на экстенсивные и интенсивные. Совместное влияние двух или большего числа элементов, которое по тем или другим причинам не удалось выделить, так и остается в скрытой форме.