Виды и задачи анализа как функции управления морским флотом. Общая характеристика методов анализа.
В применении к перевозочному процессу и работе морского транспортного флота анализ представляет собой метод научного исследования показателей производственной деятельности судов и объединяющих их структурных подразделений, т. е. эксплуатационных групп судов, отделов флота и судоходной компании в целом. Так, например, отдел отфрахтования судов проводит анализ валютной эффективности отдельных рейсов; отдел оперативного планирования – анализ бюджета стояночного времени и непроизводительных простоев судов; в эксплуатационной группе судов постоянно проводится анализ выполнения графика движения судов и рейсовых заданий.Анализ практически всегда предшествует принятию решения и состоит в отборе из регистрируемой информации такой, которая показывает причины отклонений параметров от нормального режима, а также возможности использования резервов. Аналитическая информация не является самоцелью в системе управления флотом компании, она выступает как средство, обеспечивающее управление. Указанные исследования проводят по данным оперативной, статистической и бухгалтерской отчетностей. Различают оперативный и текущий анализ работы флота.Оперативный анализ – это одна из конкретных функций управления перевозочным процессом и работой флота, сущность которой состоит в выявлении степени выполнения плановых заданий на базе материалов и данных оперативного учета и контроля, осуществляемых в ходе перевозки грузов и пассажиров. Результаты анализа предназначаются для немедленного использования регулирования работы флота и в последующем при реализации функций планирования на новый период. Объектами опера-
тивного анализа являются рейсовые планы судов, план перевозок, графики движения судов и линейные расписания, показатели использования флота.
Текущий анализ базируется на данных статистической и финансовой отчетностей. Этим достигается большая достоверность результатов анализа и возможность глубокого рассмотрения широкого круга вопросов, представляющих практический интерес.Объекты анализа, периодичность, состав и объем входной и выходной информации различны. Входная информация для анализа представляется в виде форм оперативной отчетности или статистического учета, данных за аналогичный период в прошлом, плановых данных, массивов справочной и нормативной информации. Выходная информация формируется в виде сводок, обзоров, отчетов, докладов, а также справок и замечаний, которые могут касаться конкретных потребителей результатов анализа.
Группы методов анализа
Все методы, которые в настоящее время используются в анализе перевозок и работы флота, можно объединить в четыре группы.
1. Количественный метод. В его основе лежит методический прием сравнения, сущность которого лежит в сопоставлении базисных и достигнутых величин показателей.2. Графические методы – отображение показателей на графиках и диаграммах различных форм и других изобразительных моделях.
3. Графоаналитические методы используют, если существует возможность представить показатель в виде функциональной зависимости Y= f (x) от элементов, его образующих. По характеру изменения функциональных кривых на графике делают вывод о поведении самого показателя как функции, зависящей от своих переменных.4. Экономико-математические методы анализа. К ним относятся математические методы исследования экономических и эксплуатационных показателей работы судов. В программе подготовки рассматриваются три математических метода оценок: метод изолированного влияния факторов, метод цепной подстановки, метод коэффициентов.