Расчет чистой грузоподъемности и количества грузов на рейс. Расчет потребности в тоннаже для освоения грузопотоков.

Судно должно быть загружено так, чтобы полностью использовать грузоподъемность и грузовместимость. Расчет начинают с того, что по заданной грузовой марке по грузовой шкале определяют массовое водоизещение судна D и дедвейт судна Dw, т, которые являются исходными величинами для расчета чистой грузоподъемности на данный рейс. Величина чистой грузоподъемности определяется по формуле:

=Dw -Pзап =Dw –(Pтоп +Pвод +Pснаб +…+Pi)

где Dw – дедвейт судна по грузовую марку, т; Pзап – суммарные запасы топлива, воды, снабжение и т.п., т. Далее определяют запасы топлива и воды на предстоящий рейс поформулам:Pтоп=qт.ход* tх +qт.ст *tст , т,Pвод=qв.ход* tх +qв.ст* tст , т,

где qт.ход и qв.ход – суточный расход топлива и воды на ходу, т/сут; qт.ст и qв.ст

– суточный расход топлива и воды на стоянке, т/сут; tх – ходовое время судна, сут; tст – время стоянки судна, сут.

Время стоянки судна в порту отправления и в порту назначения оп-

ределяется по формуле:tст = (Σ Qi / M в)+ t всп + Qi ' / M в')+ t всп' ,сут

где Σ Qi – количество груза, погруженного на судно в порту отправления,т; ΣQ' – количество груза, выгруженного из судна в порту назначения, т;

M в и M в ' – норма грузовых работ в порту отправления и порту назначения,т/судо-сут;

t всп и tвсп ' – время выполнения вспомогательных операций в портах отправления и назначения, сут.

Ходовое время судна определяется по формуле:tх = R / 24 *V + tдоп , сут.

где R– расстояние перехода судна, мили; V – средняя скорость судна, узлы; tдоп – дополнительное ходовое время, сут.

При определении количества запасов топлива и воды учитывают коэффициент штормового запаса. Коэффициент штормового запаса определяется из расчета времени перехода судна, сезона и зоны плавания. Методики расчета коэффициента штормового запаса не существует и в общем случае можно принять, что штормовые запасы топлива не превышают 20% расчетного количества запасов топлива и 10% расчетного количества запасов воды. При определении общего количества запасов топлива необходимо учесть, что судно должно принять дизельное топливо и тяжелое топливо. Количество топлива и воды рассчитывается по формулам:

Pтоп=qт.ход* tх* (1+Кт.шт)+qт.ст *tст , т,

Pвод=qв.ход* tх*(1+Кв.шт) +qв.ст* tст , т,

где Кт.шт – коэффициент штормового запаса топлива; Кв.шт – коэффициент

штормового запаса воды.

Количество продовольствия и снабжения принимается только на предстоящий переход. При расчете грузового плана запасы продовольствия и снабжения учитываются по фактическому наличию. Количество груза на судне зависит от чистой грузоподъемности судна , грузовместимости судна W, удельной грузовместимости судна (ω) и удельного погрузочного объема груза (u). При расчете количества груза необходимо помнить, что полное использование грузоподъемности и грузовместимости будет в том случае, если удельная грузовместимость судна будет равна удельному погрузочному объему груза, т.е. ω= u . Если равенство не выполняется, то необходимо подобрать грузы таким образом, чтобы удельная грузовместимость судна была бы равна среднеарифметической величине удельных погрузочных объемов грузов. Из этого следует, что:

1) если судно принимает только «тяжелый» груз, ω ≥ u, то количество принятого груза будет равно чистой грузоподъемности судна,

2) если судно принимает только «легкий» груз, ω < u, то количество принятого груза будет рассчитываться по формуле: ΣРл = W/uл, т

3) если судно принимает и «легкий», и «тяжелый» груз, и может взять любое их количество, то необходимо решить систему уравнений:= Рт+Рл

W = Рт*Uт + Рл*Uл (9)

Решая систему уравнений (9) можно найти массу двух грузов – «легкого» и «тяжелого». При большем количестве грузов с различными удельными погрузочными объемами рекомендуется сгруппировать грузы в две группы: «легкие» и «тяжелые». Затем использовать формулу (9) и просчитать количество груза в первой и второй группах, затем из первой группы создать снова две группы грузов: «тяжелые» и «легкие» – и снова рассчитать количество грузов и так далее. Правильная загрузка обычно подразумевает полное использование грузоподъемности и грузовместимости судна, которое возможно лишь при равенстве значений удельной грузовместимости судна с удельным погрузочным объемом грузов. А их отношение называется критерием использования грузоподъемности и грузовместимости.