Неопозитивистская и аналитическая традиция в социальной эпистемологии.

Эпистемология (гносеология) – философское учение, изучающее основные теории (принципы) познания.

Социальная эпистемология (социальная гносеология) – это философская (социально-философская) наука, исследующая основные способы познания социальной реальности (общества, социума) и составляющая теоретическое ядро социальной методологии (методологии социальной реальности).

В широком смысле СЭ включает в себя и познание гуманитарного познания.

В узком смысле различают СЭ и ГЭ.

В истории социальной эпистемологии можно выделить несколько основных традиций, причем все они так или иначе имеют свое продолжение в современной социально-эпистемологической мысли. Современная социальная эпистемология характеризуется плюрализмом концепций, и потому всякий разговор о единой социальной эпистемологии является беспредметным.

Обозначим основные традиции современной социальной эпистемологии, каждая из которых включает в себя два философских направления:

1) позитивизм и марксизм;

2) неокантианство и Макс Вебер (веберианство);

3) социальная феноменология и герменевтика;

4) постструктуализм и постмодернизм.

Позитивизм – философско-методологическое учение, появившееся на свет в первой половине XIX в. Его основоположником считается французский философ и социолог Огюст Конт (1798–1857). Именно он впервые и изобрел сам термин «позитивизм», подразумевая под ним возможность создания некой «позитивной» («положительной») философии, свободной от спекуляций и абстрактных (в худшем смысле этого слова) метафизических рассуждений, и в качестве модели для себя полагающую естественные (эмпирические) науки, прежде всего математику и физику.

Согласно Конту, социальные науки по своему методу и предмету принципиально ничем не отличаются от естественных наук. Точно так же, как и естественные науки, они способны на высшей стадии своего развития дать единственно точную и объективную картину социального мира, получить результат, являющийся объективной истиной. Сама социальная наука, как и все общество, проходит в своем развитии три основных стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии человеческий разум в объяснении мира социальных фактов использовал в основном сверхъестественные силы и сущности; на второй стадии сверхъестественное объяснение было заменено объяснением через абстрактные метафизические сущности, к числу которых Конт относил и любые философские объяснения посредством «законов», «субстанций», «смыслов» и т. п.; и, наконец, на третьей стадии в действие вступает позитивный метод, очищающий социальное знание от спекулятивных «наносов» и «абстракций»: в результате последнее становится подобным по своей структуре естественно-научному знанию. Социальное знание способно быть в такой же степени обоснованным и доказательным, как и знание в естественных науках, и оно должно быть таким, – на это многократно указывал Конт.

Позитивизм XX в. (его обычно называют логическим позитивизмом или неопозитивизмом) еще больше разработал и углубил эти контовские положения. К социальным наукам были предъявлены еще большие требования в плане их формализации и математизации, еще больше была ужесточена методологическая критика оснований социального знания, основательному разбору была подвергнута проблема «истины» в социальном познании. Но результат остался примерно тем же: социальные науки в целом подобны естественным наукам и должны «подражать» им по своим методам и целям. Более конкретно это сводится к следующим утверждениям:

1) истина бывает только научной и никакой другой быть не может;

2) научная истина – это прежде всего математическая и логическая истина;

3) к социальным наукам могут быть применены точно такие же критерии доказательности и обоснованности, как и к естественным наукам;

4) в социальных науках должна быть проведена демаркация – отделение точного и доказанного знания от метафизического и спекулятивного;

5) истина в социальных науках должна быть верифицируема или хотя бы фальсифицируема, иначе вопрос об истине вообще не может быть поставлен.

Неопозитивизм сложился в 1920 годах. Первой формой неопозитивизма был логический позитивизм. Основы логического позитивизма были заложены в трудах Рассела и Витгенштейна. «Логико-философский трактат» Витгенштейна оказал огромное влияние на представителей Венского кружка, который возник в Венском университете. Предметом философии не может быть ни теория бытия, ни теория познания, ибо её решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это приводит в сферу «метафизических» проблем. Философия не имеет предмета исследования, это способ теоретизирования. Процесс мышления может быть доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Исключают из сферы философии почти всю её проблематику и тем самым практически ликвидируют философию. Все суждения делят на осмысленные высказывания (могут быть выражены в логически совершенном языке) и бессмысленные. Одной из важнейших задач является отделение осмысленных предложений от бессмысленных. Три типа осмысленных предложений: высказывания об эмпирических фактах (если они говорят о фактах и ни о чём более); предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с правилами логики; предложения логики и математики (не содержат высказываний о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания). Осмысленные высказывания делят на аналитические(не несут содержательной информации) и синтетические. Высказывания логики и математики – аналитические. К синтетическим относятся все положения опытных наук.. Вопрос об истинности высказываний может решаться двумя способами: путём логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам (для аналитических) и через сопоставление их с данными опыта (для синтетических). Аналитические предложения логически необходимы, синтетические предложения – эмпиричны, отражают экспериментальные данные.

В соответствии с этим можно разделить науки на экспериментальные и неэкспериментальные Чтобы выяснить имеет ли предложение смысл, необходима верификация – сравнение предложения с действительностью, в указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Предложение (гипотеза) может быть верифицировано, если его истинность может быть доказана с помощью опыта, так и с помощью логического доказательства. Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. В силу субъективизма, верификации оказались в зависимости от оценки субъекта, производящего верификацию, поэтому предложено считать предложение верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны считать его таковым. То есть критерием истины здесь стало выступать согласие исследователей.

В 50-60-х годах господствующей формой неопозитивизма стало направление, которое задачу философа-аналитика видит не в анализе языка науки, а в анализе разговорного языка – лингвистическая философия. Формулировка её принципов и техники анализа принадлежит Л.Витгенштейну. Задача – описание способов употребления слов, свойственных обыденному языку. Призвана показать мнимый характер философских проблем, считая их псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. Философские проблемы возникают в результате непонимания логики естественного языка, поэтому и решены они могут быть лишь путём его анализа.