Практическая работа- знакомство с растительным миром

  • Практическая работа – знакомство с комнатными растениями

- Рассмотрите цветы на по­доконниках. Есть ли среди них знакомые для вас растения? Как они называются?

- Потрогайте осторожно листья растений, рассмотрите внима­тельно окраску цветов. Кто из вас встретил знакомые расте­ния? (Ответы детей.)

- Рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать? (На рисунках изображены растения, ко­торые находятся на подоконниках.)

- Как же называются те растения, названия которых вы не знали? Учитель показывает растение, а дети читают названия растений и находят соответствующее растение в классе.

- Рассмотрите листья бегонии. Их окраска может быть очень разнообразна. Высота растения от 15 сантиметров до 2 метров. На подоконниках выращивают низкорослые бегонии. Родина бегонии - влажные леса жарких стран.

- Что напоминает вам кактус? На кого он похож? (На ежика) Действительно, часто кактус называют зеленым ежиком. Ро­дина этого растения - далекие пустыни.

- А название этого растения - сансевьера. В народе часто называют это растение «щучий хвост». Поче­му? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, название, какого растения означает «кавалер со звездой»? (Ответы детей.)

- Почему? Как вы это объясните? (Ответы детей.)

- Угадайте, о каком растении идет речь: растение имеет крупные листья, его цветы похожи на кораблики. (Калла.)

- А это растение радует глаз множеством скромных красивых цветов. (Фиалка.)

  • Практическая работа- знакомство с деревьями

У детей на столах листья разных пород деревьев, веточка ели, лиственницы (можно использовать гербарий хвойных деревьев).

- По каким признакам можно разделить на группы все листья?

- Каким образом поделим листья? {По форме, цвету, размеру)

- Можете ли вы сказать, от каких деревьев данные листья? (От­веты детей.)

- Разложите их по группам в зависимости от породы дерева.

( Дети работают в парах. Раскладывают листья по группам.)

- Назовите, какие группы листьев у вас получились? (Ответы детей.)

- А теперь давайте проверим, верно ли мы выполнили задание. Эту работу можно выполнить с помощью Атласа-определителя «От земли до неба» (Дети рассматривают лист, находят соответствующий на картинке и читают название листа).

- Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто дога­дался, что такое «листовая пластинка»? Что такое «черешок» листа?

(Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют работу на своих рабочих столах)

- Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у березы, у клена - листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная.

- Рассмотрите листья. Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку? (Лист рябины.)

- Почему? Рассмотрите этот лист. (Лист рябины состоит из от­дельных пластинок, каждая из которых напоминает отдельный лист.)

- Вы правильно разложили листья в отдельные группы. А чем от­личаются листья друг от друга в каждой группе? (Окраской.)

Дальше работа ведется по учебнику

- Рассмотрите листья на левой странице. Какие из этих листьев вам знакомы? Закрасьте кружок.

- Сколько на рисунке листьев клена? (Два.)

- Чем отличаются эти листья? (Окраской.)

- Сколько на рисунке листьев березы? (Четыре.)

- Что можете сказать об окраске этих листьев? (Ответы детей.)

- Какую окраску имеют листья березы, которые вы нашли во время прогулки? (Ответы детей.)

- Сколько листьев осины на рисунке? (Три.)

- Чем они отличаются? (Окраской.)

- Какую еще окраску могут иметь листья осины осенью? (Крас­ную.)

- Я покажу вам еще один лист. Посмотрите на него внимательно. Учитель показывает лист (гербарий) конского каштана. Если есть

возможность, листья конского каштана можно положить детям на каждый стол.

- Что можете сказать о листовой пластинке этого листа? (Она сложная)

- Какую окраску имеет лист? (Ответы детей.)

- Кто узнал, от какого дерева этот лист? (Это лист конского каштана.)

  • Практическая работа - знакомство с лиственными деревьями

Дети собирают опавшие листья в букеты.

- Скажите, одинаковые ваши листья или разные? Чем отлича­ются листья друг от друга? (Размером, формой, цветом.)

Дети рассматривают листья.

- Можно ли определить, от каких деревьев эти листья? (Да, можно.)

- Я предлагаю всем разойтись по группам и разложить листья в гербарные папки - относительно породы дерева. Сначала вы­бирайте хорошо знакомые листья.

(Консультанты получают от учителя гербарные папки. Дети рас­кладывают листья. Каждая группа работает отдельно. Далее прово­дится проверка. Один из консультантов показывает и называет зна­комый лист, все остальные находят у себя и показывают лист данной породы дерева и само дерево. Можно организовать проверку выполнения работ по цепочке, ко­гда консультанты друг за другом называют лист какой-либо породы дерева, а остальные находят у себя соответствующие листочки и указывают на само дерево.

Если дети не могли определить название всех листьев, учитель предлагает открыть Атласы-определители «От земли до неба» и с их помощью определить название листа).

- Рассмотрите собранные листья. Каждый лить имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался, где у листа черешок? Покажите.

- А где листовая пластинка? (Дети показывают.)

- Листовая пластинка может быть одна, например, у клена, у бе­резы. Тогда лист называется простым. А если пластинок не­сколько, например, у конского каштана (учитель показывает соответствующие листья), тогда лист называется сложным.

- Рассмотрите собранные листья, все ли они имеют одну листо­вую пластинку? (Лист рябины имеет несколько листовых пластинок, значит он сложный.)

 

  • Практическая работа- нахождение общего у разных растений

- Что общего у всех растений? (Растения имеют корни, листья.)

- Верно. Но растения имеют и другие общие части. Рассмотрите растение на ваших столах. Прочитайте название. Найдите корень, листья. Покажите друг другу.

- А еще растения имеют стебель. Найдите стебель у вашего растения.

(Дети показывают друг другу части растений).

- Кто может показать стебель растений, изображенных на кар­тинах?

(Один из учеников показывает стебли растений у доски).

- Чем отличаются стебли этих растений? (У яблони, смородины стебли прочнее, они покрыты корой, а у остальных растений мягкие, травянистые.)

- Рассмотрите свои растения. Какую часть вы еще можете выде­лить? (Цветы, плод с семенами.)

  • Практическая работа- уход за комнатными растениями

Чтобы наши цветы не погибли, а продолжали радовать нас каж­дый день, надо научиться за ними ухаживать.

Учитель рассказывает и показывает как нужно ухаживать за ком­натными растениями, а затем ученики самостоятельно повторяют.

1. Во-первых, чтобы растения всегда были свежи и красивы, их надо ставить ближе к свету и правильно поливать: летом - каждый день или через день, а зимой - реже. Почва в горшке должна быть всегда влажной, так как родина многих растений - теплые страны, влажные тропические леса, а там много тепла, света и влаги.

Но нельзя забывать, что вода должна быть не холодной, а ком­натной температуры.

2. Во-вторых, после полива почву надо прорыхлить, так как кор­ням растения нужна не только вода, но и воздух. Почву рыхлят не глубже, чем на 1 -2 см, так как можно повредить корневую систему.

3. В-третьих, раз в месяц надо протирать листья влажной губкой или тряпочкой, так как на листья оседает пыль, а растение дышит листьями. Если у растения мелкие листья, надо опрыскивать их во­дой.

 

  • Практическая работа- разнообразие растений

Таблица заполняется в процессе урока

    Разнообразие растений  
  корень стебель листья размно­жение особенности жизнедеятельности
Низшие растения
водоросли нет нет нет спорами живут в основном в воде
Высшие растения
мхи нет есть есть спорами живут в сырых мес­тах, очень жизне­способны, не имеют цветков
папорот­ники есть есть есть        
хвойные стержневая или мочко­ватая сис­тема одереве­нелый в виде иголок (хвоя) семена об­разуются в шишках почти все относятся к вечнозеленым
цветковые тоже травяни­стый или одереве­нелый листовая пластин­ка + че­ренок цветы, из них обра­зуются пло­ды с семе­нами очень разнообразны и многочисленны