Практическая работа- знакомство с растительным миром
- Практическая работа – знакомство с комнатными растениями
- Рассмотрите цветы на подоконниках. Есть ли среди них знакомые для вас растения? Как они называются?
- Потрогайте осторожно листья растений, рассмотрите внимательно окраску цветов. Кто из вас встретил знакомые растения? (Ответы детей.)
- Рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать? (На рисунках изображены растения, которые находятся на подоконниках.)
- Как же называются те растения, названия которых вы не знали? Учитель показывает растение, а дети читают названия растений и находят соответствующее растение в классе.
- Рассмотрите листья бегонии. Их окраска может быть очень разнообразна. Высота растения от 15 сантиметров до 2 метров. На подоконниках выращивают низкорослые бегонии. Родина бегонии - влажные леса жарких стран.
- Что напоминает вам кактус? На кого он похож? (На ежика) Действительно, часто кактус называют зеленым ежиком. Родина этого растения - далекие пустыни.
- А название этого растения - сансевьера. В народе часто называют это растение «щучий хвост». Почему? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, название, какого растения означает «кавалер со звездой»? (Ответы детей.)
- Почему? Как вы это объясните? (Ответы детей.)
- Угадайте, о каком растении идет речь: растение имеет крупные листья, его цветы похожи на кораблики. (Калла.)
- А это растение радует глаз множеством скромных красивых цветов. (Фиалка.)
- Практическая работа- знакомство с деревьями
У детей на столах листья разных пород деревьев, веточка ели, лиственницы (можно использовать гербарий хвойных деревьев).
- По каким признакам можно разделить на группы все листья?
- Каким образом поделим листья? {По форме, цвету, размеру)
- Можете ли вы сказать, от каких деревьев данные листья? (Ответы детей.)
- Разложите их по группам в зависимости от породы дерева.
( Дети работают в парах. Раскладывают листья по группам.)
- Назовите, какие группы листьев у вас получились? (Ответы детей.)
- А теперь давайте проверим, верно ли мы выполнили задание. Эту работу можно выполнить с помощью Атласа-определителя «От земли до неба» (Дети рассматривают лист, находят соответствующий на картинке и читают название листа).
- Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался, что такое «листовая пластинка»? Что такое «черешок» листа?
(Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют работу на своих рабочих столах)
- Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у березы, у клена - листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная.
- Рассмотрите листья. Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку? (Лист рябины.)
- Почему? Рассмотрите этот лист. (Лист рябины состоит из отдельных пластинок, каждая из которых напоминает отдельный лист.)
- Вы правильно разложили листья в отдельные группы. А чем отличаются листья друг от друга в каждой группе? (Окраской.)
Дальше работа ведется по учебнику
- Рассмотрите листья на левой странице. Какие из этих листьев вам знакомы? Закрасьте кружок.
- Сколько на рисунке листьев клена? (Два.)
- Чем отличаются эти листья? (Окраской.)
- Сколько на рисунке листьев березы? (Четыре.)
- Что можете сказать об окраске этих листьев? (Ответы детей.)
- Какую окраску имеют листья березы, которые вы нашли во время прогулки? (Ответы детей.)
- Сколько листьев осины на рисунке? (Три.)
- Чем они отличаются? (Окраской.)
- Какую еще окраску могут иметь листья осины осенью? (Красную.)
- Я покажу вам еще один лист. Посмотрите на него внимательно. Учитель показывает лист (гербарий) конского каштана. Если есть
возможность, листья конского каштана можно положить детям на каждый стол.
- Что можете сказать о листовой пластинке этого листа? (Она сложная)
- Какую окраску имеет лист? (Ответы детей.)
- Кто узнал, от какого дерева этот лист? (Это лист конского каштана.)
- Практическая работа - знакомство с лиственными деревьями
Дети собирают опавшие листья в букеты.
- Скажите, одинаковые ваши листья или разные? Чем отличаются листья друг от друга? (Размером, формой, цветом.)
Дети рассматривают листья.
- Можно ли определить, от каких деревьев эти листья? (Да, можно.)
- Я предлагаю всем разойтись по группам и разложить листья в гербарные папки - относительно породы дерева. Сначала выбирайте хорошо знакомые листья.
(Консультанты получают от учителя гербарные папки. Дети раскладывают листья. Каждая группа работает отдельно. Далее проводится проверка. Один из консультантов показывает и называет знакомый лист, все остальные находят у себя и показывают лист данной породы дерева и само дерево. Можно организовать проверку выполнения работ по цепочке, когда консультанты друг за другом называют лист какой-либо породы дерева, а остальные находят у себя соответствующие листочки и указывают на само дерево.
Если дети не могли определить название всех листьев, учитель предлагает открыть Атласы-определители «От земли до неба» и с их помощью определить название листа).
- Рассмотрите собранные листья. Каждый лить имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался, где у листа черешок? Покажите.
- А где листовая пластинка? (Дети показывают.)
- Листовая пластинка может быть одна, например, у клена, у березы. Тогда лист называется простым. А если пластинок несколько, например, у конского каштана (учитель показывает соответствующие листья), тогда лист называется сложным.
- Рассмотрите собранные листья, все ли они имеют одну листовую пластинку? (Лист рябины имеет несколько листовых пластинок, значит он сложный.)
- Практическая работа- нахождение общего у разных растений
- Что общего у всех растений? (Растения имеют корни, листья.)
- Верно. Но растения имеют и другие общие части. Рассмотрите растение на ваших столах. Прочитайте название. Найдите корень, листья. Покажите друг другу.
- А еще растения имеют стебель. Найдите стебель у вашего растения.
(Дети показывают друг другу части растений).
- Кто может показать стебель растений, изображенных на картинах?
(Один из учеников показывает стебли растений у доски).
- Чем отличаются стебли этих растений? (У яблони, смородины стебли прочнее, они покрыты корой, а у остальных растений мягкие, травянистые.)
- Рассмотрите свои растения. Какую часть вы еще можете выделить? (Цветы, плод с семенами.)
- Практическая работа- уход за комнатными растениями
Чтобы наши цветы не погибли, а продолжали радовать нас каждый день, надо научиться за ними ухаживать.
Учитель рассказывает и показывает как нужно ухаживать за комнатными растениями, а затем ученики самостоятельно повторяют.
1. Во-первых, чтобы растения всегда были свежи и красивы, их надо ставить ближе к свету и правильно поливать: летом - каждый день или через день, а зимой - реже. Почва в горшке должна быть всегда влажной, так как родина многих растений - теплые страны, влажные тропические леса, а там много тепла, света и влаги.
Но нельзя забывать, что вода должна быть не холодной, а комнатной температуры.
2. Во-вторых, после полива почву надо прорыхлить, так как корням растения нужна не только вода, но и воздух. Почву рыхлят не глубже, чем на 1 -2 см, так как можно повредить корневую систему.
3. В-третьих, раз в месяц надо протирать листья влажной губкой или тряпочкой, так как на листья оседает пыль, а растение дышит листьями. Если у растения мелкие листья, надо опрыскивать их водой.
- Практическая работа- разнообразие растений
Таблица заполняется в процессе урока
Разнообразие растений | ||||||
корень | стебель | листья | размножение | особенности жизнедеятельности | ||
Низшие растения | ||||||
водоросли | нет | нет | нет | спорами | живут в основном в воде | |
Высшие растения | ||||||
мхи | нет | есть | есть | спорами | живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков | |
папоротники | есть | есть | есть | |||
хвойные | стержневая или мочковатая система | одеревенелый | в виде иголок (хвоя) | семена образуются в шишках | почти все относятся к вечнозеленым | |
цветковые | тоже | травянистый или одеревенелый | листовая пластинка + черенок | цветы, из них образуются плоды с семенами | очень разнообразны и многочисленны | |