Методика и технология осуществления аналитической работы в органах внутренних дел

4.1.Методика общего анализа оперативной обстановки.

Данный вид анализа представляет собой совокупность организационных, методических и технологических действий по сбору, изучению и оценке специально отобранной информации, характеризующей все компоненты оперативной обстановки в их единстве и взаимосвязи, осуществляемых по определенным правилам и в соответствующей последовательности с целью выявления существенных тенденций и отклонений, причин их возникновения и своевременного осуществления управленческих воздействий на систему органов и подразделений внутренних дел.

Комплексный анализ оперативной обстановки, как правило, проводится по завершении отчетных периодов работы органов внутренних дел. Наиболее полное и развернутое представление о состоянии оперативной обстановки дает ее комплексный анализ за год, потому что такая периодичность позволяет оценить происходящие изменения во взаимосвязи всех ее компонентов, и не только по сравнению с прошлым годом, но и в динамике за ряд лет.

Еще одной особенностью, отличительной чертой комплексного анализа оперативной обстановки является то, что при его проведении наиболее полно и широко используются самые различные источники информации: данные статистической отчетности; материалы комплексных и иных проверок; документы коллегий и оперативных совещаний; выступления руководителей МВД России; результаты самостоятельно проводимых оперативных исследований, изучений общественного мнения; многочисленные документы, характеризующие внешнюю среду функционирования органов внутренних дел; материалы средств массовой информации и т.д.

Методические основы анализа правонарушений, преступлений, а также лиц их совершивших.

Криминологический анализ обычно начинается с определения абсолютных размеров (объема) преступности, выражаемых общим количеством зарегистрированных преступлений. Иногда именно эту характеристику называют «состояние преступности».

Интенсивность уголовных проявлений характеризуется относительным показателем уровня преступности. Именно этот показатель, называемый еще коэффициентом преступности, позволяет более сопоставимо сравнивать и оценивать общее состояние преступности в различных регионах, ибо он исключает влияние численности населения на количество совершаемых преступлений.

По своему назначению, содержанию и способу исчисления к уровню преступности близок и такой обобщающий относительный показатель, как коэффициент криминальной активности населения. Он равен количеству лиц, совершивших преступления, приходящихся на 100, 10 тысяч или 1 тысячу человек населения не старше 54 лет. Этот коэффициент целесообразно рассчитывать по различным категориям населения: рабочим, учащимся, безработным, местным жителям и т.д. путем деления числа совершивших преступления лиц какой-либо категории на общую численность населения этой же категории.

Внутреннее строение преступности, соотношение ее отдельных компонентов характеризуется показателями структуры. Они отражают долю частного явления (например, убийств) в более общем явлении (преступления против личности) и выражаются в процентах.

С помощью показателя структуры изучается распространенность (доля) уголовных проявлений по месяцам, кварталам, природно-климатическим сезонам (зима, весна и т.д.), дням недели, времени суток, сменам на производстве.

Изменение преступности во времени характеризуется показателями динамики, которые отражают скорость, и направление изменения преступности по отношению к различным моментам времени.

Существует много показателей динамики - абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, средний темп роста и другие.

Важной характеристикой преступности является ее территориальная распространенность, "география", обусловленная неравномерностью распределения по различным регионам.

Наряду с криминологическим анализом и оценкой зарегистрированных преступлений, о чем уже шла речь, совершенно необходимым является изучение второго компонента преступности - лиц, совершивших противоправные деяния.

В процессе изучения лиц, совершивших преступления, исследуются уже рассмотренные параметры - общее количество выявленных, коэффициент криминальной активности, структура, динамика, распределение правонарушителей по отраслям хозяйства, месту работы и жительства.

Особое значение имеет структурный анализ преступников. Такие показатели, как доля среди них ранее судимых (рецидив), несовершеннолетних, иногородних, безработных, наркоманов и т.д., являются более точными, объективными, чем рассчитанные по раскрытым преступлениям.

В последние годы достижения новой отрасли знания - виктимологии (учение о потерпевших, жертвах преступлений) - позволяют осуществлять, прежде всего на районном уровне территориального органа внутренних дел, полные исследования личности потерпевших.

Все перечисленные показатели и приемы, используемые для анализа и оценки преступности, в полной мере применимы и для изучения правонарушений, наказуемых в административном порядке.

Административные правонарушения, как и преступность, характеризуются показателями абсолютного количества, уровня, структуры, динамики, территориальной и ведомственной распространенности. Изучаются наиболее распространенные нарушения - мелкое хулиганство, пьянство, наркомания, отступления от правил дорожного движения, пожарной безопасности, занятия проституцией. Исследователя также интересуют личность нарушителя, способы деяния, место совершения правонарушений.

Нужно помнить, что аналитическое исследование обстановки, складывающей в сфере соблюдения административного законодательства, не менее значимо, чем изучение преступности. Отсюда вытекает задача повышения уровня анализа и оценки этого важного элемента оперативной обстановки.

Методические основы анализа среды функционирования органов внутренних дел.

Прежде всего, методический подход к анализу должен различаться в зависимости от:

- групп (блоков) оцениваемой информации (анализ географических факторов должен в методическом плане отличаться от изучения процессов, происходящих в демографии);

- субъектов анализа, т.е. руководителей МВД и территориальных органов внутренних дел, штабного аппарата, отраслевых и функциональных служб (для отдела уголовного розыска или по борьбе с экономическими преступлениями информация о внешней среде нужна в большем объеме и для более детального анализа, чем для финансового отдела, ХОЗО и др.);

- назначения и разновидности анализа и оценки: одно дело - оперативный, текущий анализ, связанный с предстоящими общественными мероприятиями (например, выпускные вечера в школах и что нужно в связи с этим предпринять), резкими изменениями погоды (возможность гололеда, схода лавин) и другое дело - стратегический, прогнозный анализ (дальнейшая инфляция, рост незанятости населения, их возможные последствия).

Необходимо разделение всех факторов среды функционирования на криминогенные и антикриминогенные. Например, высокая насыщенность населения ранее судимыми лицами, значительный уровень пьянства, переполнение молодежных общежитий, возрастание транзитных пассажиропотоков через узловые пункты, волна сезонной миграции выступают ярко выраженными криминогенными факторами. Наоборот, наведение порядка в общежитиях, завершение курортного сезона - все это облегчит оперативную обстановку. Плохое освещение улиц - криминогенный фактор, хорошее - антикриминогенный.

Целесообразной является следующая последовательность изучения внешней среды:

- анализ состояния уголовного и административного законодательства с позиций его изменений в сторону ужесточения или смягчения, что могло повлиять на объем регистрируемой преступности;

- анализ отклонений в демографическом факторе: изменение численности населения, половозрастной структуры, жизненного уровня, занятости, миграционных процессов;

- анализ метаморфоз, происшедших в анализируемом периоде в социально-экономической сфере региона;

- анализ социально-политических факторов и их влияния на конкретное состояние правопорядка.

Методические основы анализа оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Главная цель такого анализа и оценки заключается в выявлении и познании общих закономерностей оперативно-служебной и управленческой деятельности конкретного органа внутренних дел, определении путей и способов повышения результативности работы.

Его задачами являются:

- исследование установленных ведомственными нормативными правовыми актами отдельных показателей оперативно-служебной и управленческой деятельности и определение на этой основе ее фактического состояния;

- оценка эффективности оперативно-служебной деятельности и определение степени влияния работы органа внутренних дел на состояние преступности и правопорядка;

- выявление неиспользованных резервов и возможностей повышения эффективности оперативно-служебной деятельности для принятия последующих управленческих решений

Этот этап в аналитической работе органов внутренних дел является одним из самых сложных и ответственных, поскольку именно он отвечает на вопрос, как система МВД выполняет свое предназначение, насколько эффективно функционирует.

Предметная, исполнительная деятельность органов внутренних дел отражается в различных формах ведомственной статистической отчетности, которая является исходной информационной базой для анализа и оценки состояния и эффективности оперативно-служебной деятельности.

Все многообразие этих показателей можно свести в несколько групп.

В первую группу входят такие показатели, которые опосредованно (косвенно) отражают итог оперативно-служебной деятельности. Это прежде всего показатели движения (изменения) совершения правонарушений. Их анализ и оценка позволяют сделать предварительный общий вывод относительно влияния работы личного состава органов внутренних дел на состояние преступности, общественного порядка и общественной безопасности.

Вторую группу представляют показатели, прямо свидетельствующие о количестве и качестве проведенных оперативно-служебных действий, операций, мероприятий и т.д. Они отражают объем оперативно-служебной деятельности.

Третью группу составляют показатели, отражающие результаты использования сил и средств, осуществляющих оперативно-служебную деятельность. Сюда входят данные об использовании личного состава и подсобных сил, технических и денежных средств, показатели различного рода нагрузок, временных затрат.

Четвертую группу образуют так называемые показатели-нормативы, в которых количественно выражены различного рода требования к проведению оперативно-служебной деятельности, например, сроки расследования преступлений, проведения дознания, нормативы нагрузок на личный состав,

Оценка состояния оперативно-служебной деятельности является сложным процессом познания реальной действительности. Эта действительность выявляется постепенно, по мере накопления необходимой информации, все глубже и всестороннее отражающей изучаемые и оцениваемые факты, явления, события.

Методические основы анализа управленческой деятельности в органах внутренних дел.

Следует отметить, что проблема разработки системы критериев оценки результативности управленческой деятельности органов внутренних дел поднимается на протяжении уже нескольких десятилетий.

В ходе анализа управленческой деятельности используются статистические и социологические методы исследования, в том числе изучение документов, наблюдение, опрос, социальный эксперимент.

При оценке состояния управленческой деятельности применяются: базовый метод (сопоставление имеющегося состояния с базовым, исходным состоянием); метод сопоставления различных вариантов управленческих действий с целью выбора лучшего; метод сопоставления результатов управленческих акций различных органов внутренних дел; нормативный метод, т.е. сопоставление на основе нормативов; метод изучения общественного мнения: балльный метод.

Состояние и эффективность управленческой деятельности аппаратов МВД и территориальных органов внутренних дел целесообразно анализировать и оценивать по степени реализации на практике каждой из названных выше функций управления, Основным методическим приемом здесь должно стать правило изучать ход исполнения каждой функции в двух аспектах: организационном и содержательном.

Изучая организационную сторону дела, аналитик должен выяснить следующие вопросы: имеются ли нормативные акты, регламентирующие соответствующую деятельность, насколько практика работы соответствует требованиям правовой регламентации, выделены ли сотрудники для ведения этой работы, закреплено ли это в их должностных обязанностях, знают ли исполнители требования нормативных актов, свои обязанности по их выполнению, планируется ли работа по данной функции, как осуществляется контроль и оказание практической помощи и т.д. Уясняется роль руководителей и штабных аппаратов в организации работы, подборе, расстановке, обучении и воспитании кадров, обеспечении их соответствующими ресурсами, в организации взаимодействия и координации, внедрении передовых форм и методов работы[32].

Это важно еще и потому, что в соответствии с требованиями МВД России главным критерием оценки деятельности руководящего состава всех уровней считается способность обеспечить безусловное выполнение задач, возложенных на конкретное подразделение[33].

В заключение должны быть сформулированы выводы об общем состоянии правопорядка и тех негативных факторах, которые, по мнению (курсантов) слушателей, определили ее изменение.

4.2. Частный анализ оперативной обстановки.

Назначение такого анализа заключается в выяснении и оценке сложившейся ситуации по отдельным, приоритетным на данное время и для данного органа внутренних дел направлениям оперативно-служебной деятельности с целью последующего принятия на этой основе необходимых управленческих решений. Ими могут быть директивы, планы, программы, приказы и указания (издание новых актов или внесение необходимых изменений в уже существующие), решения коллегии МВД или оперативного совещания при начальнике территориального органа внутренних дел. В них на основе полученных в ходе частного анализа выводов определяются меры, направленные на улучшение положения дел в борьбе с преступностью и охране общественного порядка: совершенствование форм и методов оперативно-служебной, в том числе управленческой деятельности, повышение эффективности функционирования сил и средств, уровня управления ими, улучшение работы с кадрами, их профессиональной выучки, налаживание контроля, оказание более действенной практической и методической помощи, распространение положительного опыта и т.д. В ходе частного анализа решаются различные аналитические задачи. Их условно можно объединить в три группы.

К первой группе относятся те задачи, которые связаны с анализом и оценкой состояния преступности и правонарушений, т.е. той сферы общественной жизни, ради воздействия на которую создана и функционирует система органов внутренних дел. Здесь преобладают криминологические аспекты, поскольку исследуется правонарушения и преступления, лица, совершившие преступления и административные правонарушения, выявляются причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

Вторая группа задач связана с анализом и оценкой условий внешней среды, оказывающих влияние на состояние правонарушительства и деятельность органов внутренних дел.

И, наконец, третья группа задач, характеризующая состояние организации органов внутренних дел региона, результатов их оперативно-служебной и управленческой деятельности. Изучению и оценке в этом случае подлежат организационные аспекты, состояние собственной работы органов и подразделений внутренних дел с целью улучшения их структуры, повышения эффективности оперативно-служебных усилий, выдачи научно обоснованных рекомендаций по обеспечению правопорядка и законности.

В органах внутренних дел возможности частного анализа реализуются двояко: как самостоятельное направление аналитической деятельности и как элемент общего анализа оперативной обстановки в регионе за определенный период времени. Термин «частный анализ» является условным, что означает частность по отношению к общему анализу оперативной обстановки. В то же время исследование любой частной проблемы должно носить комплексный характер, т.е. изучению и оценке подлежит вся совокупность причин и условий, влияющих на изучаемое явление.

4.3. Методика осуществления анализа отдельных наиболее актуальных проблем.

Методика осуществления анализа отдельных наиболее актуальных проблем борьбы с преступностью, обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также организации и деятельности органов внутренних дел, являясь дополнением или как бы дальнейшим развитием комплексного анализа, отличается от методики и технологии проведения комплексного анализа, как по целям его проведения, так и по этапам его осуществления.

Целью проблемного анализа является разрешение возникших в практике деятельности органов внутренних дел проблем, ликвидация отклонений от пределов общепринятых тенденций.

Необходимость осуществления проблемного анализа обусловлена возникновением и выявлением той или иной проблемы. Источником выявления проблемы могут быть материалы средств массовой информации, заявления граждан, установки органов власти или имеющаяся в самой системе органов внутренних дел информация, отраженная в результатах анализа оперативной обстановки. При выявлении проблемы возникает необходимость выдвижения предположений о причинно-следственных связях явления с определенными факторами внешней или внутренней среды функционирования органа внутренних дел, определения основных вопросов исследования, на которые надо дать ответ. Для получения достоверных результатов и минимизации затрат трудовых, материальных и временных ресурсов следует правильно выбрать объект исследования, методы работы (как сбора, систематизации информации, так и ее изучения и оценки), объем, источники, сроки получения необходимой для исследования информации, провести апробирование методики исследования, при необходимости собрать дополнительную информацию об объекте исследования, обработать собранный материал и подготовить итоговый документ, состоящий, как правило из 3 частей:

- преамбулы (с изложением необходимости и актуальности проведения исследования этой проблемы, цели, программы и методики исследования);

- основной части, в которой излагаются ход и результаты исследования;

- заключения с выводами, практическими рекомендациями и предложениями по решению проблемы[34].