Основные направления повышения эффективности информационного обеспечения управления в органах внутренних дел

Как показывают материалы общетеоретических и прикладных исследований, основным условием оптимальности информационного обеспечения является организация его в строгом соответствии с характером выполнения органами внутренних дел определенных функций и задач с нормативно закрепленной их компетенцией и применяемыми при этом конкретными методами управления. Несоблюдение этих принципов ведет к сбору ненужной информации и отсутствию действительно полезной информации, а также к хаотичному ее движению.

Поэтому одним из первых и основных условий оптимизации информационного обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел, является построение информационного фонда органа. Создания и порядка движения информации в строгом соответствии с характером и объемом задач, возложенных на каждое конкретное подразделение или службу, в соответствии с их местом в иерархической структуре управления, структурой органа и соответствующими критериями оценок их деятельности.

Для выполнения этой задачи, то есть для упорядочения информационных правоотношений, требуется упорядочение управленческих правоотношений, которое должно найти свое отражение в более углубленной разработке и детализации типовых и примерных положений об органах внутренних дел и их ведущих служб. Эти нормативные правовые документы должны содержать четкое разграничение задач и функций служб по различным уровням управления, порядок их взаимодействия, а также их взаимодействие с объектами внешней среды. Кроме этого, в указанных нормативных правовых актах должны содержаться четкие, обоснованные и однозначные критерии оценки деятельности по каждой службе органа внутренних дел всех уровней управления.

Существенным резервом уменьшения потоков информации является также разработка в данных положениях системы построения отчетной информации с использованием принципа, увеличения коэффициента сжатия информации. Выражается это соотношением количества показателей о деятельности служб, концентрируемого на уровне территориальных органов МВД России и поступающего, например, в ГУМВД России. В настоящее время это соотношение близко к единице, что ведет к перегрузке субъектов управления излишне детализированными и не укрупнёнными сведениями.

Целесообразно в положениях оговаривать также четко и состав информационных фондов по каждой службе органа внутренних дел и по каждому уровню управления.

Наиболее детально вопросы информационного обеспечения должны быть определены в непосредственных функциональных обязанностях сотрудников органов внутренних дел по каждой из выполняемых ими задач.

В связи с возрастанием циркулирующих в системе органов внутренних дел объемов и видов разнообразной управленческой информации, а также в связи с большим количеством решаемых органами внутренних дел комплексных задач и мер по борьбе с правонарушениями. Целесообразным является, также решение вопроса о так называемом разграничении функций, т.е. создании в службах МВД России, ГУМВД России и территориальных органах МВД России в целом, специальных информационно-аналитических групп, на которые были бы возложены функции по сбору, обобщению и анализу входящей информации, ведению информационного фонда службы или органа (ИЦ собирает далеко не всю информацию, циркулирующую в органах внутренних дел). Это позволит в значительной степени освободить инспекторский состав оперуполномоченных от излишней документации, обеспечить более квалифицированную обработку, хранение и выдачу информации, однократность сбора первичной информации, а также полифункциональность и многократность ее использования.[25]

Кроме этого, централизация и интеграция информационных систем в масштабах всего органа внутренних дел и создание единого комплекса криминологической, оперативно-розыскной, справочной и вспомогательной информации позволит значительно повысить эффективность предупредительной, оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной и уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел.

Использование же для обработки такой информации средствами вычислительной техники даст возможность не только сокращать время для поиска необходимых сведений, но и производить расчеты всевозможных соотношений и относительных показателей (уровня преступности, нагрузке, географии правонарушений и пр.), а также улучшить контроль за исполнением управленческих решений.

Другим важным направлением совершенствования информационного обеспечения является максимально возможная стандартизация и унификация используемых документов. Это, в первую очередь, касается отчетных и запросно-ответных документов. Проведение этих работ позволяет в определенной степени сократить разнообразие документов, ускорит процесс их подготовки, повысит степень восприятия, а также позволит применять для их передачи метод “кодирования формулы”, т.е. передачи лишь условного значения показателей, расположенных в определенной последовательности.

В заключение следует отметить, что многие из затронутых в лекции вопросы требуют еще более глубоких теоретических и эмпирических исследований. Весьма целесообразным и плодотворным является более широкое использование идей кибернетики применительно как к организации управления органами внутренних дел в целом, так и особенно к вопросам организации их информационного обеспечения на высоком уровне.

Рисунок 1.