Теория государства и права в России

Большой вклад внес Петр I, по его указанию в 18 в. переведен труд Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека». Эти заимствования в юриспруденции продолжились приглашением из-за рубежа преподавателей в отечественные университеты. Первый русский профессор права С.Е. Десницкий. В 1818 г А.П. Куницин издал книгу «Право естественное», позднее она попала под запрет, а автор изгнан. К.А. Неволин издал книгу «Энциклопедия законоведения», ранее он с П.Г. Редкиным учился в Германии. Многие русские юристы в целом повторяли известные истины зарубежных авторов, но выражая свое мнение попадали под пресс «местной» власти не желающей слышать о естественном праве. Г.Ф. Шершеневич выделяется своими выступлениями за философию позитивного права и его совершенствование. В.Д. Катков агитировал за избавление от термина «право» имеющее столько разногласий, взамен предлагалось «властный закон». Н.М. Коркунов и М.М. Ковалевский развили русскую юриспруденцию в социологическом направлении как «должный порядок общественных отношений». Л.И. Петражицкий обосновал психологическое направление юриспруденции. Право – переживания и змоции. Б.А. Кистяковский издал труд «Государство правовое и социалистическое» анализируя ступени развития общества. Б.Н. Чичерин создал направление в юриспруденции – «универсализм» обосновав необходимость принципов права, априорных начал права, проявляющихся повсюду (так называемая метафизика философии права). Сформулирована проблема либерализма в юриспруденции: «духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе»[1]. Цель государства описывал просто – «не лица существуют для учреждений, а учреждения для лиц». П.И. Новгородцев отстаивал нравственный идеализм в юриспруденции, возрождение естественного права.

В советский период юриспруденция находилась под влиянием коммунистической идеологии, где государство и право воспринималось как надстройка над экономическими отношениями. В этом направлении считалось, что в конце государство и право отомрут как явления частнособственнического характера. Пока же пропагандировалось «пролетарское право» - «средство подавления сопротивления меньшинства трудящимися классами»[2]. Иные научные направления отрицались, преследовались как буржуазные, антисоветские за них наступала ответственность. Этот период весьма скуден на исследования в юриспруденции. Курский Д.И. утверждал, что право – выражение интересов пролетариата, «интересы государства должны превалировать над интересами ограждения личных прав отдельных граждан»[3]. Ясно видно отсутствие научности в определении в угоду политической ситуации. Стучка П.И. говорил: «право – это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая им организованной силой». Вышинский А.Я. считал, что право – это приказ диктаторской власти.

Современный этап юриспруденции ориентирован на критику советской юриспруденции и возвращение к множеству направлений в юриспруденции, свободе мышления, свободе науки от политики, демократии. Однако такое состояние есть результат частых крайностей в мышлении и как следствие хаос в юриспруденции современного периода. В этой связи заслуживает уважение В.С. Нерсесянц предложив концепцию цивилизма (переходный период) – распределение социалистической собственности на равные гражданские доли – права. Позже он структурировал юриспруденцию на три направления: легизм, юснатурализм, либертаризм.