Основные этапы развития юридической науки

Начало формирования юридической науки относится к периоду VI в до н.э. В Древней Греции процесс формирования юридической науки происходил под влиянием термина справедливость (богиня Ма-ат у древних египтян, Фемида у древних греков). Под справедливостью Пифагор понимал «равенство», как существенное условие порядка. Позже Гераклит в V в до н.э. справедливость описывал как «мировой порядок», а полис – божественное и разумное начало. Демокрит в IV в до н.э. провел разделение справедливости на правду – истинную действительность и общественное мнение, которое изменчиво. В этот период Софисты (Горгий, Гиппий, Антифонт, Калликл, Ликофрон) фактически противопоставляют справедливости (естественное и позитивное право) Так Антифонт справедливо отмечал: «неравенство проистекает из человеческих законов, а не из природы». С этого момента размышления о государстве и праве приобрели проблемный и научный характер.

Сократ и его последователи (Платон) в IV в до н.э. изучая справедливость использовали специальные термины, что доказывает развитие юридической науки. Сопоставляются справедливость и законность, право и иерархия, государство и идеальное государство, утверждается необходимость заниматься своим делом. Платон различал равенство геометрическое и арифметическое («для неравных равное неравно», например, богатый, получив килограмм муки в дар посчитает это унижением и посмеется, а бедный будет благодарен). Аристотель в III в до н.э. различал справедливость на распределяющую (основана на принципе пропорциональности пользы особенностей человека для общества соответственно: властвовать, судить, делить деньги) и уравнивающую (основана на принципе фактического равенства, которое применимо к любому человеку: возмещению вреда, наказанию за преступления). Право естественное должно быть основой позитивного.

В Древнем Риме наукой о праве могли заниматься только понтифики (коллегия жрецов). Право делилось на: fas – божественное право и ius – светское право. Верховный понтифик Тиберий Корунканий в III в до н.э. (253 г. до н.э.) начал публичное обсуждение и преподавание юриспруденции и справедливости (iustitia). Заслугой римских юристов является деление права на публичное (государственные интересы) и частное (личные интересы) как итог предыдущих попыток классификации права. Цицерон во II в до н.э. заслужил почет, поскольку обосновал особенность предмета юриспруденции – единство государства и закона (как две формы выражения справедливости - естественного права). Позже в 426 г. специальным законом Валентиниана 3-го достижения пяти известных римских юристов приобрели силу закона. Удостоились этого Гай, Папиниан, Павел, Модестин и Ульпиан, последний во II в н.э. опубликовал первую книгу о юриспруденции «Институции», где юриспруденция рассматривалась как познание божественного и человеческого, знание правового и неправового. Достижения римских юристов нашли закрепление в кодификации Юстиниана в VI в. н.э. (состояла из: институций - основ римского права, дигестов – собрание сочинений разных юристов, кодексов – императорские законы). Указанная кодификация развивала юриспруденцию.

В Средние века в Западной Европе римским достижениям стали придавать универсальное значение и на их основе строить свое «местное» право. Появились разные варианты заимствования и толкования римского права, что привело к образованию массы юридических направлений в науке:

1. Готское, Лангобардское, Павийское ( X в.) – римское право служило устранению пробелов в законах, приоритет отдавался естественному праву.

2. Глоссаторское, экзегетское (XI в.) – толкование текста римских источников, отдавая приоритет позитивному праву.

3. Постглоссаторское (XIII в.) – найти компромисс права и закона.

4. Гуманистическое (XVI в.) – филологический и исторический анализ римского права, приоритет позитивному праву.

В Новое время (эпоха Возрождения и Реформации) юриспруденция развивалась под влиянием рационалистических идей: договорной характер права, формальное равенство людей, неотчуждаемость прав. Гроций отмечал, что предмет науки о праве (юриспруденции) - справедливость и естественное право, а под предмет науки о власти в государстве – целесообразность и польза. Монтескье уделял внимание содержанию законов и издал книгу «Дух законов» где анализировал воздействие географии, климата, религии, нравов и др. Кант развивал идеи либерализма (либерти – свобода) сформулировав категорический императив к праву: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим правилом поведения». Государство должно быть республикой с разделением властей. Гуго делил юриспруденцию на три части: юридическая догматика (неоспоримые аксиомы), философия права (понятие, их значение) и история права (факты прошлого). Акцент на истории народа как причине настоящего права. Гегель выделил из юриспруденции философскую составляющую и искал «идею» в праве. Государство – действительность идеи права (форма жизни права).

Эпоха 20 века связана с аналитической юриспруденцией в отношении богатства правовой мысли предыдущих периодов. Кельзен предложил «чистое учение о праве», рассматривается только позитивное право и оно делится на должное (идея законодателя) и сущее (бытие закона). Естественные права игнорируются. Харт предложил юриспруденции деление позитивного права на первичные правила и вторичные правила. Вайнбергер включил в юриспруденцию новые науки: философию права, догматку права, социологию права, историю права, сравнительное право. Таким образом, юриспруденция стала расширяться, обогащаться и развиваться.