Выявление обмана
Из книги Роберта Дилтса «Стратегии гениев»
По словам Холмса, “человека, умеющего наблюдать и анализировать, обмануть просто невозможно”. Следующее упражнение сочетает в себе способность к наблюдению и анализу с некоторой долей воображения. Проделайте следующее:
1. Попросите партнера спрятать монету в руке и попытаться намеренно провести вас при отгадывании, в какой руке она находится.
2. Задайте партнеру пять вопросов, чтобы определить, в какой руке спрятана монета. Он должен ответить на все вопросы, но при этом не обязан отвечать правдиво.
3. Задав все пять вопросов, попробуйте угадать, в какой руке, по вашему мнению, спрятана монета. После этого партнер разжимает обе руки и показывает вам правильный ответ.
Представьте себе, что вы — Шерлок Холмс и можете использовать свои навыки наблюдения и “калибровки”, чтобы распознать все “плутни” своего партнера, наподобие “детектора лжи”. Лучше всего делать это путем наблюдения за едва уловимыми бессознательными внешними ключами, сопровождающими ответы “да” и “нет”. Неплохо провести калибровку до того, как ваш партнер сообразит, что вы делаете. Например, при объяснении упражнения спросите: “Вам понятно, что нужно делать?” или “Не хотите ли вы что-нибудь спросить, прежде чем мы начнем?” Поскольку в данный момент ваш партнер еще не будет пытаться вас провести, вы сможете наблюдать внешние ключи, соответствующие правдивым ответам “да” и “нет”.
Обратите особое внимание на те знаки, которые вряд ли известны вашему партнеру или на которые он не может сознательно воздействовать. Например, если вы хорошо владеете навыками наблюдения, вы сможете различить такие неприметные реакции, как изменение цвета лица, расширение зрачков или легкие изменения в дыхании. Для этого можно применить полезное “правило полсекунды”, заключающееся в том, что любой ответ, данный менее чем через полсекунды после вопроса, вероятнее всего, не был сознательно взвешен и обдуман вашим партнером. Поэтому сосредоточьте внимание на первой полусекунде его реакции. Имейте в виду, что люди могут угадывать то, что вы собираетесь спросить, еще до того, как вы зададите свой вопрос. Например, если вы спрашиваете: “Вы держите монету в правой руке?”— то к тому моменту, как вы скажете “в правой”, ваш партнер, скорее всего, уже будет подсознательно готов к тому, что следующее слово будет “руке”. Однако сознательно ваш партнер будет выжидать, пока вы закончите фразу, прежде чем постарается завуалировать свой ответ. Поэтому вам следует начать следить за его реакцией еще до того, как закончите фразу.
Помните, что Холмс постоянно расширял свое оперативное пространство, выходя за пределы непосредственно принятого контекста. Помимо наблюдения за тем, соответствуют ли действительности ответы вашего партнера, следите также и за его руками, чтобы определить, не сжимает ли он одну руку немного сильнее. Вы сможете еще более обогатить проблемное пространство, увеличивая свои шансы узнать достоверный ответ, если привнесете ассоциации, находящиеся вне пределов текущего проблемного пространства. Подобно Холмсу вы можете воспользоваться некоторыми культуральными допущениями, спросив, например: “Вы держите монету в той же руке, что и вилку?”. Или: “Вы держите монету в той же руке, что и я, когда отдавал ее вам?” — или еще что-нибудь в том же духе. Поскольку ему придется отвлечь часть своего внимания на обдумывание опыта, на который вы ссылаетесь, это дает вам дополнительный шанс получить начальный бессознательный ответ, который не был профильтрован через сознательное внимание.
Вы можете также попытаться задавать “метавопросы”, то есть вопросы о данных вам ответах. Например, после того, как партнер ответил вам, спросите: “Вы действительно сказали мне правду?” или “Должен ли я поверить тому, что вы мне ответили?” Аналогичным образом, наблюдайте не только за первоначальной невербальной реакцией вашего партнера, но и за его реакцией на свой собственный ответ. Часто люди демонстрируют невербальные реакции на свои собственные ответы в ситуациях, когда требуется та же степень самосознания, что и в этом упражнении. Этот вторичный ответ может подтвердить или опровергнуть первоначальный ответ.
№76
Проведите эксперимент, указанный в параграфе. Запишите полученные результаты. Подумайте, научились ли вы раскрывать ложь. При применении дедукции на практике не забывайте о теории жестов и основных признаках лжи.
Выводы из §34-39:
Выявление лжи – очень полезный навык, который пригодится каждому. О данном предмете написано немало книг, изложенное в данных параграфах лишь небольшая часть материала. Особенно важными факторами, которые способствуют определению обмана, являются слова и жесты человека.