Взаимосвязь теории социальной работы и социологии о контексте проблем оказания практической помощи нуждающимся семьям

Под рассматриваемым углом зрения первостепенное внимание следует уделить определению оснований группировки различных семей и выработке стратегии оказания помощи им в зависимости от характера и остроты их кризисного развития, а также возможностей общества оказать помощь и самозащитных потенций семейного коллектива вообще и каждого из его членов в отдельности. В качестве оснований для социологической группировки семей, нуждающихся в помощи, как правило, берутся следующие:

а) доход на одного человека в семье с учетом прожиточного минимума;

б) число детей и иждивенцев в семье;

в) наличие или отсутствие одного или обоих родителей;

г) здоровье членов семьи;

д) способность к труду взрослых членов семьи;

е) наличие жилья, сбережений, земельных участков;

ж) социальное положение, статус членов семьи в обществе и др.

С учетом характера социальных групп, нуждающихся в помощи с точки зрения традиционных теорий социальной работы структурного и психосоциального характера, этот перечень состояний должен быть скорректирован. Так, группировка семей по наличию членов семьи, их различный социально-иерархический статус для социальной работы мало значимы. В социологии же это - одно из оснований группировки населения по социальному положению.

Далеко не все группы населения, выделенные по признаку наличия жилья различного качества (и количества), принимаются во внимание в теории и практике социальной работы, хотя в контексте социологического знания это может быть важным с учетом цели конкретного исследовательского проекта. Аналогичным образом, не все основания социально-демографической градации общества важны для социальной работы, хотя некоторые из них (число пенсионеров, различия половозрастной структуры, характеристика долей одиноких, полных и неполных семей и др.) имеют значение для формирования оптимальных моделей социальной работы по различным регионам, типам поселений, административным социально-территориальным единицам.

В то же время существует немало совпадений, которые дают основания сделать вывод о близости и значимости для практики социологии и теории социальной работы. Например, изучение образа жизни разновозрастных семей и семей с различным стажем совместного

проживания может быть одинаково важным как для теории социальной работы, так и для социологии, а также для практики воспроизводства, жизнедеятельности различных групп семей. То же можно сказать и об изучении аномалий образа жизни различных групп риска. Практика работы с этими категориями населения одинаково активно требует, нуждается в результатах как собственно социологических исследований, так и изучения их с позиций теории и методики социальной работы.