Тропическая и Южная Африка в межвоенный период. Зарождение национально-освободительного движения

Тяготы жизни в условиях колониального рынка, усиление эксплуатации и расовой дискриминации, лишение возможности жить по-своему вызвали пос­ле войны в африканских колониях новый всплеск сопротивления. В этот период повседневными фак­тами становятся голодные бунты, стачечное движе­ние, демонстрации протеста, открытое неповинове­ние властям. Многие из этих выступлений по-прежнему носили стихийный характер. Однако с начала 20-х гг. силы африканского сопротивления, представленные крестьянами, ра­бочими, мелкой буржуазией, интеллигенцией, деятелями различных религиозных культов, стали переходить от неорганизованных выс­туплений к организованным формам борьбы.

В период между двумя мировыми войнами в Тропической Аф­рике стали возникать политические партии, создававшиеся обычно представителями образованной элиты. Одной из первых антиколо­ниальных организаций в Черной Африке стал Африканский нацио­нальный конгресс в Южно-Африканском Союзе. В 1920 г. создается Национальный конгресс Британской Западной Африки, объединя­ющий представителей четырех западноафриканских колоний Ве­ликобритании. В Восточной и Центральной Африке формируются «ассоциации благосостояния» («туземные ассоциации» Северной и Южной Родезии и Ньясаленда, Ассоциация африканцев Танга­ньики и др.). Эти партии и ассоциации еще не выступали за уничто­жение колониализма, но требовали смягчения колониальных порядков, облегчения налогового бремени, расширения сети обра­зования для африканцев и т. п. Они стали зародышем тех политиче­ских партий, которые возглавили массовое антиколониальное движение после Второй мировой войны.

Межвоенный период богат примерами установления афри­канцами связей с демократическими кругами европейских стран, с национально-освободительными движениями стран Азии, с Совет­ской Россией. Особенно активным в это время было участие африканских рабочих и интеллигенции в Международном комитете не­гритянских рабочих, возникшем на рубеже 20—30-х гг. Комитет объе­динял афроамериканцев США, Канады, Вест-Индии, представителей африканских колоний. Он активно выступал против расовой диск­риминации, требовал освобождения африканских народов от коло­ниальной зависимости.

Значительное влияние на формирование идеологии освободи­тельного движения в эти годы, его активизацию оказал панафрика­низм. Первая Панафриканская конференция состоялась в Лондоне еще в 1900 г., но как движение оно организационно оформилось в 1919 г., когда собрался I Учредительный конгресс. Конгрессы пан­африканистов собирались также в 1921,1923,1927 и 1945 гг.

В период между двумя войнами панафриканизм руководствовал­ся идеей совместной борьбы против угнетения народов негро-аф-риканской расы. Руководство панафриканским движением в эти годы осуществлялось в основном представителями американских и вест-индских негров. Инициатором и идейным вдохновителем со­зыва панафриканских конгрессов был доктор Уильям Дюбуа (1868— 1963), автор многих работ по негро-африканской истории и один из признанных лидеров афроамериканского движения в США.

Решения первых четырех конгрессов в целом носили умеренный характер. Движение находилось в зачаточном состоянии. Оно еще четко не определилось в своих конечных целях, не разработало про­грамму радикальных политических действий. В целом панафрика­низм этих лет был скорее идеей, чем действием. И в то же время, несмотря на умеренность политических позиций движения, оно сыг­рало значительную роль хотя бы тем, что привлекло внимание миро­вой общественности к африканским проблемам. Движение оказало влияние на политическое пробуждение Африки, на формирование программы национального освобождения. Подало голос протеста против колониальной эксплуатации и расового гнета. После Второй мировой войны панафриканское движение стало подлинным и при­знанным выразителем антиколониальных настроений африканских народов и их вдохновителем.

Среди новых форм антиколониализма одной из наиболее ран­них и широко распространившихся были религиозно-политические, прежде всего афро-христианские, движения. Афро-христианские церкви и секты возникли первоначально в Южной Африке. Позже очагом их развития стало Бельгийское Конго, а затем они распрост­ранились на побережье Западной Африки, в ряде районов Централь­ной Африки.

В Южной Африке афро-христианское движение возникло еще в 80-е гг. XIX в. как форма протеста против колонизаторской роли европейских христианских миссий. Антиколониальный протест у при­верженцев афро-христианских церквей и сект был вызван глубоким разочарованием в европейцах как подлинных христианах, которые предали заповеди Христа, превратились в расистов и эксплуататоров. В 20-х гг. религиозно-политические движения христиан-афри­канцев охватывают Бельгийское Конго и прилегающие к нему рай­оны. Наиболее значительным было выступление секты Симона Кимбангу. В его проповедях часто звучал тезис о «богоизбраннос­ти» африканцев. Он был чрезвычайно популярен не только среди конголезцев, но и других африканских народов. Последователи Кимбангу видели в нем пророка и спасителя. К нему стекались ты­сячи крестьян, рабочих, горожан. Возникнув стихийно, кимбангизм по существу стал широким антиколониальным крестьянским дви­жением, принявшим религиозную форму. К 1921 г. оно достигло небывалого размаха. Кимбангисты выступали как против светских колонизаторов, так и европейских христианских миссионеров, про­возгласив лозунг «Конго — конголезцам!». От пассивных форм со­противления колониальным властям — неуплата налогов, отказ работать на европейских плантациях, выращивать для них продо­вольствие и т. п. — они переходили к активным действиям, оказы­вая физическое сопротивление. Страну охватили забастовки. Проходили массовые манифестации.

Формирование афро-христианского движения находилось в пря­мой зависимости от конкретных исторических условий. В одном слу­чае деятельность религиозных общин приобретала политическую окраску. В другом — политические движения облекались в религиоз­ные одежды. Примером последнего может служить матсуанизм, анти­колониальное политическое движение, сложившееся в 20-х гг. во Французской Экваториальной Африке. Это движение бьио основано Андре Гренаром Матсуа (1899—1942). В 1926 г. он основал в Париже «Ассоциацию выходцев из ФЭА». Эта организация избрала для себя мирные средства борьбы, призывая население колоний к гражданско­му неповиновению. Она требовала отмены дискриминационного «ту­земного кодекса», предоставления избирательных прав коренному населению колоний, прекращения злоупотреблений концессионных компаний и расхищения природных богатств Африки. Ассоциация призывала население не платить налоги, не вступать в колониальные войска, переходить из одной колонии в другую. Население ФЭА вери­ло в мессианскую роль Матсуа, многие считали его пророком.

В тех зонах Африки, где наибольшее распространение имел ис­лам, возникали различные мусульманские движения, выступавшие с позиций защиты «чистоты веры» под лозунгами неприятия влас­ти «неверных».