Закон об управлении Индией1935 г. м выборы на его основе

В августе 1935 г. английский парламент принял но­вый Закон об управлении Индией, созданный на основе рекомендаций Комиссии Саймона и конфе­ренций «круглого стола» и вошедший в историю как Конституция 1935 г. Закон состоял из двух час­тей: «Федеральная схема» и «Провинциальная автономия». Соглас­но Закону, Индия представляла собой федерацию провинций Британской Индии и княжеств.

В то время как членство в федерации было обязательным для про­винций, княжества наделялись свободой выбора, равно как и в отно­шении федеральной системы разделения властей (право либо примкнуть к федеральной схеме, либо установить прямые отноше­ния с центральной властью и метрополией). Представители про­винций в Центральном законодательном собрании были выборными, делегаты же княжеств назначались их правителями. Устанавлива­лось непропорциональное представительство княжеств и провин­ций в Государственном Совете и Законодательном собрании, при этом центральное правительство несло ответственность не перед выборным органом, каковым являлось Центральное законодатель­ное собрание, а перед Государственным Советом, тесно связанным с колониальной администрацией.

Федеральная схема так и не была введена в действие в силу отка­за большинства правителей княжеств примкнуть к федерации. Вся полнота власти оставалась в руках генерал-губернатора, назначае­мого королем и являющегося его полномочным представителем в Индии. Он обладал всей исполнительной властью, а также пользо­вался законодательными полномочиями в центре и провинциях, имел право приостанавливать действие конституции, вводить чрезвычай­ное положение, продлевать срок полномочий центральной и про­винциальной легислатур.

Закон сохранял принцип диархии и всю полноту власти у анг­лийской колониальной администрации. Концепция провинциаль­ной автономии предусматривала разделение власти между центром и провинциями и расширяла прерогативы провинциальных зако­нодательных собраний, получавших право контроля над деятельно­стью провинциальных кабинетов министров. Определялась и структура законодательных органов в провинциях, они делились на двухпалатные (в провинциях Мадрас, Бомбей, Бенгалия, Бихар, Соединенные провинции, Ассам) и однопалатные (в Пенджабе, Синде, Северо-Западной пограничной провинции, Ориссе и Центральных провинциях). Численность законодательных ассамблей варьирова­лась в зависимости от населения провинции.

Закон предусматривал куриальную систему выборов. Корпус избирателей расширялся до 12% взрослого населения.

О будущем политическом статусе Индии в законе 1935 г. ничего не было сказано, отсутствовали также упоминания о самоуправле­нии в рамках Британского содружества наций. Политические силы Индии были разочарованы умеренным характером закона, назван­ного в прессе «рабской конституцией». Однако Закон об управле­нии Индией 1935 г. имел значение для дальнейшего становления институтов буржуазной демократии, поскольку наряду с общим расширением электората он вводил центральную и провинциальные легислатуры, дававшие ограниченный доступ к власти представителям местных имущих слоев. Это объективно вело к усилению в Конг­рессе групп, ориентированных на конституционные формы борьбы засуверенитет.

«Провинциальная автономия» была введена в действие 1 апреля 1937 г. В том же году состоялись выборы в центральную и провин­циальные легислатуры. ИНК одержал победу в 8 провинциях (Цен­тральные, Соединенные, Бихар, Орисса, Бомбей, Мадрас, Северо-Западная, Ассам, Синд) и сформировал там провинциальные правительства, в первых шести полностью конгрессистские, в послед­них двух коалиционные с Мусульманской Лигой. Лишь в двух про­винциях (Пенджаб и Бенгалия) Конгресс уступил свои позиции Мусульманской Лиге. Несмотря на разногласия внутри ИНК по вопросу о целесообразности формирования конгрессистских прави­тельств (часть конгрессистов считала, что создание правительств облегчит англичанам управление страной и отсрочит предоставле­ние индийцам независимости, другие же отстаивали точку зрения о необходимости использования возможности получения навыка по­литического управления и претворения в жизнь социально-эконо­мической программы ИНК), таковые были созданы и действовали вплоть до начала Второй мировой войны. В период с 1937 по 1939 гг. Конгресс начал проведение аграрных преобразований на основе принятой в 1936 г. аграрной программы (реформа арендных отно­шений, снижение налогообложения и т.п.), был создан также Нацио­нальный комитет по планированию под председательством Дж.Неру, разрабатывавший программу развития промышленности.

Создание и функционирование конгрессистских правительств Привело как к дальнейшей организационной перестройке ИНК, так и к соответствующему оформлению его практической деятельности. Так, создание парламентского подкомитета Конгресса, в задачи ко­торого входила регламентация и регуляция парламентской деятель­ности партии, узаконивало конституционно-парламентарное направление ее деятельности и повышало значимость свараджистов. Была произведена реорганизация внутренней структуры Конгресса, упорядочившая отношения между центральным руководством ИНК и его региональными подразделениями.