IV.1.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ

В разделе использован опыт работы ГОУ № 1831 Москвы для детей, страдающих ранним детским аутизмом

В 1978 г. М. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА, это:

ü особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявля­ющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем;

ü задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллек­туальным уровнем;

ü стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные за­нятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопротивление изменениям среды;

ü проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста.

Поскольку дети данной категории очень избирательны в общении, возможности использования экспериментальных психоло­гических методик ограничены. Основной акцент необходимо сде­лать на анализе анамнестических данных об особенностях развития ребенка, полученных с помощью опроса родителей и других представителей ближайшего социального окружения, а также на наблюдении за ребенком в различных ситуациях общения и дея­тельности.

Наблюдения за ребенком но определенным параметрам могут дать информацию о его возможностях как в спонтанном поведе­нии, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия.

Такими параметрами являются:

ü более приемлемая для ребенка дистанция общения;

ü излюбленные занятия в условиях, когда он предоставлен сам себе:

ü способы обследования окружающих предметов;

ü наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;

ü используется ли речь и в каких целях;

ü поведение в ситуациях дискомфорта, страха;

ü отношение ребенка к включению взрослого в его занятия.

Без определения доступного для ребенка с РДА уровня взаи­модействия с окружением невозможно правильно построить ме­тодику и содержание комплексного коррекционно-развивающего воздействия (текст 2).