IV.1.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ
В разделе использован опыт работы ГОУ № 1831 Москвы для детей, страдающих ранним детским аутизмом
В 1978 г. М. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА, это:
ü особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем;
ü задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;
ü стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопротивление изменениям среды;
ü проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста.
Поскольку дети данной категории очень избирательны в общении, возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены. Основной акцент необходимо сделать на анализе анамнестических данных об особенностях развития ребенка, полученных с помощью опроса родителей и других представителей ближайшего социального окружения, а также на наблюдении за ребенком в различных ситуациях общения и деятельности.
Наблюдения за ребенком но определенным параметрам могут дать информацию о его возможностях как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия.
Такими параметрами являются:
ü более приемлемая для ребенка дистанция общения;
ü излюбленные занятия в условиях, когда он предоставлен сам себе:
ü способы обследования окружающих предметов;
ü наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;
ü используется ли речь и в каких целях;
ü поведение в ситуациях дискомфорта, страха;
ü отношение ребенка к включению взрослого в его занятия.
Без определения доступного для ребенка с РДА уровня взаимодействия с окружением невозможно правильно построить методику и содержание комплексного коррекционно-развивающего воздействия (текст 2).