Д. Психологічна характеристика розвитку дітей д.в.

Психическое развитие – закономерные изменения психических процессов во времени, выражение количественных, качественных и структурных преобразований.

Активность – условие развития:

- присущий ребёнку способ организации и регуляции жизни на основе интеграции своих потребностей, способностей, ценностного отношения к жизни и обращённых к нему жизненных обстоятельств и требований общества;

- это двухсторонний процесс, который обозначает характер отношений ребёнка с окружающим миром.

Активность включает компоненты:

1)познание ребёнком жизненных обстоятельств;

2)критическое и отборочное отношение к окружающему миру;

3)способность фиксировать и развязывать противоречия;

4)осуществление внутреннего потенциала ребёнка;

5)активность зависит от индивидуальностей личности (темперамент, высшая нервная деятельность, эмоциональное состояние, атмосфера окружающего мира - микроклимат);

6)активность проявляется в конкретных действиях ребёнка: а)наследственно-подражательные,

б)исполнительские действия (репродуктивные в творческие),

в)самостоятельные действия (исследовательский рефлекс);

7)активность может проявляться:

а)физическая (движения, нагрузки),

б)психическая (потребность в познании),

в)социальная (потребность в смене или поддержке основ жизнедеятельности человека, соответственно к её мировоззрению и ценностной ориентации).

Активность проявляется в сознательной деятельности. Психическая активность – потребность индивида в познании окружающей действительности, в т.ч. общественных отношений, познании самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию, форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и собственных.

Условие для развития психической активности - человеческая деятельность – общение, предметная деятельность, игровая, учебная, трудовая, а также «факторы места» - отражающие социальные ожидания общности.

Именно активность человека творит и изменяет обстоятельства, других людей и саму личность.