Д. Психологічна характеристика розвитку дітей д.в.
Психическое развитие – закономерные изменения психических процессов во времени, выражение количественных, качественных и структурных преобразований.
Активность – условие развития:
- присущий ребёнку способ организации и регуляции жизни на основе интеграции своих потребностей, способностей, ценностного отношения к жизни и обращённых к нему жизненных обстоятельств и требований общества;
- это двухсторонний процесс, который обозначает характер отношений ребёнка с окружающим миром.
Активность включает компоненты:
1)познание ребёнком жизненных обстоятельств;
2)критическое и отборочное отношение к окружающему миру;
3)способность фиксировать и развязывать противоречия;
4)осуществление внутреннего потенциала ребёнка;
5)активность зависит от индивидуальностей личности (темперамент, высшая нервная деятельность, эмоциональное состояние, атмосфера окружающего мира - микроклимат);
6)активность проявляется в конкретных действиях ребёнка: а)наследственно-подражательные,
б)исполнительские действия (репродуктивные в творческие),
в)самостоятельные действия (исследовательский рефлекс);
7)активность может проявляться:
а)физическая (движения, нагрузки),
б)психическая (потребность в познании),
в)социальная (потребность в смене или поддержке основ жизнедеятельности человека, соответственно к её мировоззрению и ценностной ориентации).
Активность проявляется в сознательной деятельности. Психическая активность – потребность индивида в познании окружающей действительности, в т.ч. общественных отношений, познании самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию, форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и собственных.
Условие для развития психической активности - человеческая деятельность – общение, предметная деятельность, игровая, учебная, трудовая, а также «факторы места» - отражающие социальные ожидания общности.
Именно активность человека творит и изменяет обстоятельства, других людей и саму личность.