Д. . Психічний розвиток немовляти. Криза першого року життя. Новоутворення цього періоду.
Жизнь ребёнка в этот период зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности младенца, помогает овладеть предметными действиями, знакомит с окруж. миром.
Период новорожденности занимает начало младенческого воз. и охватывает первые недели жизни малыша. Его новообразования: 1.способность сосредотачивать внимание на объектах, 2.зарождение вестибулярно-эмоциональной направленности, 3.первые средства общения(улыбка, звуки, телодвижения).
Общение есть ведущей деятельностью детей раннего воз. в процессе развития малыша общение приобретает 2 формы: эмоционально-непосредственное (общение ради общения) 6 мес. и эмоционально-опосредованное – опосредованное предметами 6-12 мес.
«Комплекс оживления»- из первых симптомов общения со взрослыми – 2-2,5 мес. – это показатель его нормального псих. развития. Ему предшествует появление улыбки, которое наблюдается в конце 1го мес.
4-5 мес – общение приобретает выборочный характер (узнавание близких).
Развитие движений и действий.
3-4 мес. Развитие хватания, 4-5 – тянется к игрушке, удерживает её, 5-6 – возникают первые результативные действия, 6-7 – возникает стойкая направленность на результат действия, 9-12 достаёт один предмет с помощью другого, 13 мес начало хождения.
Ориентация в пространстве: 0-3 мес реакция на слуховые, зрительные, тактильные и др. раздражители, в 3-6 ориентировочные исследования предметов, 8-9 интерес к свойствам предметов.
Память: 4-5 мес. Узнаёт близких, в 9-10 начинает искать предмет который исчез у него на глазах.
Мышление: зарождается на основе восприятия и действий ребёнка с предметами.
Речь: 1 этап доречевой (приобретает навыки владения речевым аппаратом), 2 речевой – в 12 мес. обычно говорит 4-15 слов, понимает вдвое больше.
Эмоционально-волевая сфера: первые реакции безусловно-рефлекторные (удовольствие и неудовольствие) и условно-рефлекторные (на голос и вид матери).
Новообразования в период младенчества:
1-глобальная потребность в общении,
2-уверенно-эмоциональное отношении к окружающим,
3-элементарная потребность в оценке,
4-ходьба,
5-появление первого слова,
6-появление функциональных действий (воспроизведение способов действия путём наследования).
Элементарные предпосылки развития личности: элементарная самостоятельность, появление первых слов, способность к самостоятельному передвижению, практические привычки и умения.
Этот период заканчивается кризисом
- Предметная деятельность – ведущая деятельность.
- Способность понимать и активно пользоваться языком.
- Развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками.
- Возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.
- Интенсивно идет сенсорное развитие.
- Наглядно-действенное мышление развивается в предметной деятельности.
- Формируется предметное восприятие.
- Любознательность ребенка (Что это? Почему? Зачем?), интерес к сказкам, стихам и пр. —Становление элементарного самосознания (Я — сам) — Овладение умениями чистоплотности - саморегуляции своих физиологических функций
- Формирование самостоятельности, автономии, опрятности, воли либо зависимости от других, пассивности, стыда, сомнения в своих способностях регулировать функции организма
— КРИЗИС З-х лет как самоутверждение самостоятельности
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются развитие предметной деятельности и овладение речью. Благодаря способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развиает возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Освоив передвижение, ребенок намного расширяет круг вещей, и получает возможность действовать с самыми разнообразными предметами, которые прежде были не ему доступны.
Переход к предметной деятельности связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. т. е., той функции предмета которая закреплена за ним в общественном опыте.
Из числа действий которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для психического развития оказываются соотносящиеся и орудийные действия.
1. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (частей) в пространственное взаимоотношение (складывание пирамидки, сборно-разборных игрушек). Способы выполнения соотносящихся действий, которые формируются у ребенка зависят от особенностей обучения: действия по образцу; фиксирование внимания на ошибках и исправления их; выработка умений действий.
2. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения, при систематическом руководстве взрослого. Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма не совершенны, они продолжают отрабатываться в дальнейшем.
Предметная деятельность имеет огромное значение: отрабатываются функции сенсорного механизма; познание свойств предметов; формирование намеренных произвольных действий. В предметной деятельности развиваются все познавательные процессы.
В раннем возрасте стремление ребенка к содержательному общению по поводу предмета побуждает его искать новое средство для общения, которым становится речь. Поэтому в раннем возрасте развитие речи происходит именно в предметной деятельности, которая создает основу для усвоения значения слов и связывания их с образами предметов и явлений мира. Так новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения.
Особенности развития речи в раннем возрасте.
1. Развитие речи связанно не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.
2. Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.
3. Складываются не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.
4. Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкциям взрослого выполняя его требования.
5. Появляется ситуативная речь.
6. Возникновение описательной речи.
7. Ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого.
8. Речь отражает опыт воздействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.
9. Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.