Наша задача в лагере – обеспечить детям удовлетворение все три потребности.

· Необходимо показать детям, что все они могут получить близкое общение друг от друга (т.е. удовлетворить потребность в привязанности).

· Нужно поводить детей по лагерю, рассказать им, где и что расположено, какие существуют правила, предложить поиграть друг с другом (так мы встаем на путь удовлетворения в детях чувства безопасности);

· Дать возможность детям выступить на сцене, дать ощутить успех – залог удовлетворения признания.

 

Резюме – нужно сделать так, чтобы все было хорошо J

 

Часть третья. Личные качества.

Все мы знакомы с понятием полярности. Магнитные полюса, полюса земли, холодно-горячо… Но что же это значит в психологии? У каждого из нас, несомненно, имеются положительные и отрицательные качества, которые мы можем выделить в себе. Например, кто-то может выделить в себе заботливость. У этого качества есть противопоставление – эгоизм. Часто мы спешим отнести эгоизм к отрицательным чертам. Но так ли это? В разумных пределах эгоизм может помочь нам не перегореть в лагере, отстоять свою точку зрения, не прогнуться под детей. Все качества могут быть положительны в меру, Полярности есть у каждого качества. С помощью лени можно делегировать свои полномочия другим. А вот излишняя доброта способна сделать нас слабохарактерными, уступчивыми, а чрезмерная заботливость может очень сильно раздражать.

 

Часть четвертая. Поддержка в коллективе.

Зачастую нужно поддерживать ребят. Это можно делать разными способами.

1) Подкрепление. Похвала, признание словами, очевидностью результата, «баллами», поощрительными призами и т.д. Это могут быть приятные для человека (или команды) последствия или результаты работы (вознаграждение, похвала, успех и т.д.), которые побуждают к деятельности. Главное – наличие позитивных эмоций, с которыми мы сочетаем определенную деятельность, к которой формируется интерес. Подкрепление можно сочетать с обратной связью: перечислить, что именно хорошего ребенок делает, а что не очень.

Но важней всего подкреплять словами. Указать ребенку, что он делает хорошего. Например: «Вань, ты хорошо натренировался, я видел, как ты играешь в волейбол, это здорово!». Еще пример: «Слушай, ты первый раз был сегодня на сцене, я видел, в тебе есть задатки актера!»

2) Авансирование (точки роста). Указывание собеседнику на его потенциал, на то, что ему следует сделать, на конкретный период. Пример: «Я вижу, что ты стал больше общаться, тебе следует продолжать в том же духе, я считаю, что тебе это будет помогать, ты будешь более включен в команду». «Ты отлично играл сегодня в футбол! Мне кажется, через неделю ты станешь вообще классно делать пасы, все ребята из первого отряда будут тебе завидовать!». «Слушай, ты первый раз был сегодня на сцене, я видел, в тебе есть задатки актера! Если ты каждый вечер будешь выходить на сцену, то к концу недели ты действительно сможешь почувствовать себя уверенно!». Важно указать хотя бы примерный срок, к которому ребенок сможет улучшить свои навыки.

Очень часто не нужно авансировать детей. Важно им сказать, что хорошего они уже сделали. Не менее важно указать не общие фразы, а личные, чтобы ребенок понял, что мы следим за его жизнью в лагере, интересуемся ей. Если же говорить много общего всем детям, то это превращается в банальность, а все наши слова потеряют вес.

 

Часть пятая. Просьбы детей погулять.

 

Ребенок спрашивает разрешения погулять. Чаще всего это выглядит так: «Можно я пойду…Ну… туда… Погуляю…». Желательно уточнить, что собирается делать ребенок, как можно подробней. Для этого нужно задать следующие вопросы:

· ЧТО будет происходить, что ты будешь делать?

· КТО будет с тобой?

· ГДЕ ты будешь находиться?

· КОГДА ты вернешься?

Нужно знать ответы на эти вопросы, чтобы не терять детей. Мы несем за них ответственность.

 

Часть шестая. Сложные ситуации.

Рассмотрим серию разных ситуаций (С.) и варианты действия вожатого (Д.) при их возникновении.

1) С.: Ребенок отказывается участвовать в процессе, говорит, что «все это фигня для малолеток».

Д.: Поговорить с ребенком, используя описанные техники, понять, что он хочет. Увлечь ребенка занятием, которое придется ему по душе.

2) С.: В вожатого влюбляется ребенок, он признается в любви, хочет взаимности.

Д.: Важно быть максимально открытым, искренним с ребенком. Скорее всего, нам будет приятно быть объектом повышенного интереса и внимания. Важно сказать ребенку об этом. Как можно построить ответ: «Мне очень приятно, что ты так хорошо ко мне относишься, что я тебе нравлюсь. Но я работаю в этом лагере, я взрослый человек. Мы можем с тобой только дружить. И симпатия у нас может быть только дружеской». Но нельзя обесценивать чувства ребенка. Это легко сделать фразами «у меня есть другая (другой)», «ты не в моем вкусе» и т.д. Чувство важно поддержать, например, так «Мы с тобой клево тусуемся, но я могу быть тебе только старшим другом». Но если это плохо помогает, то нужно сохранять модель поведения, соответствующую нашим словам, смотреть по ситуации. В любом случае, ребенку нельзя говорить «нет». Можно: «это невозможно,… но мне приятно,…потому что ты классный».

Одно из главных табу на территории лагеря: не «мутить» с лагерными детьми, даже если разница в возрасте между ребенка и вожатого минимальна. Если же возникает взаимная симпатия, то лучше строить отношения уже после лагеря, чтобы не подставлять фирму, лагерь, родителей ребенка.

3) С.: Девушка-вожатая проводит анимацию в номере, потому что на улице плохая погода. В ее процессе оказалось так, что она и несколько детей лежат (сидят) на кровати. Девушка чувствует, что у мальчика, лежащего рядом, эрекция. Что же делать бедной вожатой?

Д.: Главное, не спалить парня. И не дать понять, что вожатая это заметила. Можно переместиться в другое место в помещении. К ситуации нужно отнестись деликатно, бережно. Нельзя ни в коем случае вызывать бучу в коллективе. Если же кто-то из детей заметил это, то следует очень резко и быстро менять фокус коллектива.

4) С.: Приехала группа, директор объяснил самые простые правила: не пить, не курить и т.д. В первую же ночь у одной девочки нашли сигареты, ей сделали выговор. Вторая ночь – все повторяется. В какой-то момент девочка начала еще и пить. И вот, однажды ночью она пропала из лагеря. Ее искали везде: на территории лагеря, на пляже… Выяснилось, что ее видели в последний раз с мальчиком из другого отряда, в городе, там они купили бутылку виски.

Утром девочку нашли в кустах около лагеря, со слабым пульсом. Мальчик же с удовольствием блевал в лагерный бассейн. Что же нужно делать несчастным вожатым?

Д.: В первую очередь, нужно вызывать медицинскую помощь, откачивать детей. Очевидно, это жесткое нарушение распорядка лагеря – нужно подключать директора. Вины вожатого здесь может и не быть. В лагерях отельного типа дети предоставлены сами себе, за всеми уследить невозможно. Какие будут вводиться санкции, уже решает директор. Но совершенно точно, это связь с родителями, возможна депортация домой.

5) С.: Вожатый (вожатые) проводят «свечку» у костра на улице. Внезапно один из детей вскакивает и убегает в лес.

Д.: Если мы работаем с напарником, то оставляем детей с ним, а сами бежим за ребенком. Если же мы одни, то назначаем командира отряда (или другого лидера) за старшего. Немного успокаиваем детей, просим свежеиспеченных старших ребят отвести остальных в отель, а сами бежим искать беглеца.

6) С.: В отряде есть мальчик-весельчак, который своим поведением вызывает улыбку у всех окружающих. У него припасена шутка на любую ситуацию. Но скоро эта способность превращает его в шута, вызывает раздражение у других участников, настроенных на серьезную работу.

Д.: Можно употребить следующие фразы при личном разговоре с ребенком: «Ты выдаешь себя на посмешище», «когда ты спокоен, окружающим проще с тобой общаться», «если ты будешь шутить реже, то твои шутки будут ценить намного больше». Нужно понять, что вызывает в ребенке такое поведение. Нужно пообщаться с ним, а потом выбрать путь решения проблемы.

7) С.: В лагере есть девочка, нормальная, красивая, но живущая активной половой жизнью. Она влюбилась в вожатого, разумеется, не взаимно. Она начинает угрожать ему, что начнет распространять информацию всем подряд о том, что вожатый домогался до нее и насиловал, если он «не возляжет с ней» по-хорошему. Как быть?

Д.: Действовать можно по-разному:

А) Стоять на своем, самому поставить администрацию в известность;

Б) Идти с девочкой сразу к директору, устроить ей «очную ставку»;

В) Поговорить с ней и объяснить последствия.

Но все индивидуально. Не стоит привлекать сюда третьих лиц, кроме директора лагеря. Ни в коем случае, не нужно терпеть и замалчивать ситуацию, держать все в себе.

8) С.: Ребенок, 7 лет. Он очень скучает по маме, часто звонит домой, срывается во время мероприятий и игр. Говорит, что хочет домой. Его родители звонят вожатым, спрашивают «почему же ребенку плохо?». Вожатый уделяет ребенку внимание, но другие ребята только смеются над ним. Отряд разваливается, потому что вожатый уделяет другим детям меньше внимания.

Д.: Можно поговорить с ребенком по технике: «Я - высказывание»: «Мне кажется, что ты сильно скучаешь по дому, потому что тебе здесь некомфортно. Я переживаю по этому поводу, давай вместе познакомимся с лагерем, другими детьми поближе, найдем тебе и твоим способностям применение, это будет важно и приятно не только тебе и мне, но и лагерю в целом».

Так же мы общаемся с родителями, ставим в известность директора (на кону престиж лагеря и фирмы). Вместе с ним постараться найти решение.

Важно поговорить и с другими детьми в отряде. Например, «Я вижу, что вам не нравится поведение Пети, вы смеетесь над ним. Я расстраиваюсь из-за этого, очень прошу быть вас к Пете более внимательным, тактичным, чаще играть с ним, потому что ему важна поддержка всех нас».

Или: «Я заметил, что вы смеетесь над Петей, потому что он плачет, ему трудно с вами общаться. Я очень огорчен вашим поведением. Из-за этого у нас с вами нет дружной команды. Давайте будем все вместе чаще и дружелюбней контактировать с Петей, играть все вместе, потому что я хочу, чтобы мы были хорошей и крепкой командой».

9) С.: Ребенок очень плохо играет в футбол, но очень хочет участвовать в лагерном соревновании. Другие ребята не хотят брать его в команду, потому что он «все портит».

Д.: Вариантов несколько:

· Найти ребенку другую роль, например, судьи, вести счет и т.д.;

· Выпускать ребенка эпизодами, «по чуть-чуть»;

· Помочь ему в тренировках (дать такую возможность), дать веру в себя;

· Возможно, у него игра в футбол – просто способ удовлетворить одну из потребностей. Надо узнать, какую, удовлетворить ее иным способом.

10) С.: В лагере пропадают вещи. Дети думают на определенного человека и гнобят его.

Д.: Не забываем о существовании презумпции невиновности. Нужно самому поспрашивать мнения, порасследовать самому. Можно прочитать такую речь: «Ребят, мы не хотим же портить отношения друг с другом, но ситуация плохая. Я сам в шоке. У ребенка украли деньги, на которые он планировал отдохнуть. Мне нужно, чтобы эти деньги вернули. Можете их положить в эту тумбочку, если вам стыдно признаться, но если этого не случиться к 17.00, то я поднимаю администрацию, полицию и другие компетентные органы». Часто вещи пропадают, потому что дети не запирают двери. Следует это делать. Дети часто склонны винить уборщиц, персонал. Но такая ситуация – маловероятна, потому что персонал отелей работает на репутацию, ему очень важно ее сохранить.

11) С.: Вожатый заходит в номер, видит, что девочка и мальчик из старшей группы занимаются оральным сексом.

Д.: Нужно постучать, дать понять, что мы ждем их для того, чтобы поговорить. Обычно ребята понимают, что продолжать их замечательное занятие уже не имеет смысла. Можно упомянуть, что мы готовы не распространяться об увиденном действе, но для этого нужно серьезно поговорить. В разговоре нужно указать им на нарушение правил лагеря. «Это детский лагерь, здесь это неуместно. После лагеря – можно заниматься сколько угодно. Если я еще раз это увижу, то я буду вынужден принять более серьезные меры».

 

Если эти ситуации возможны, то не обязательно, что они все же произойдут. Главное – быть к ним готовым. Удачи нам!!! J

Ну и заключение, выделим основные табу на территории лагеря по отношению к детям:

· Не бить;

· Не пить;

· Не спать.

Необходимо помнить, что мы классные и веселые, но при этом – мы сфера услуг. И дети – наш основной покупатель. Хотя бы с этой точки зрения мы не должны их подводить.

Помним о нашей цели сделать так, чтобы все было хорошо J