Внутренняя и внешняя среда предприятия

Внутреннее управление и управление предприятием как субъектом рынка – две ступени в иерархии управления. Они жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды предприятия.

Внешняя среда предприятия (рис. 1.5) выступает как нечто заданное.

Внутренняя среда предприятия (фирмы) является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой предприятие, сводятся к одной обобщенной характеристике – экономическому росту. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

· производство;

· маркетинг;

· материально-техническое снабжение (МТС);

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

· финансовое управление, бухгалтерский учет и отчетность;

· общее управление.

Такое разделение на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется схемой (рис. 1.6).

Упрощенно внешняя микросреда организации показана на рис. 1.7 как система ее (организации) материальных, финансовых и информационных связей.

 

Рис. 1.5. Внешняя среда предприятия

 

 

Рис. 1.6. Внутренняя среда предприятия

 

Рис. 1.7. Внешняя микросреда предприятия

Основные факторы внешней макросреды предприятия:

1. Политическая обстановка (стабильность, нестабильность).

2. Экономическая обстановка:

· состояние общей деловой активности (снижение, стагнация, подъем, стабильность);

· инфляция, дефляция;

· политика цен;

· кредитно-денежная политика и др.

3. Социальные факторы:

· уровень доходов;

· уровень безработицы;

· социальная защита;

· покупательная способность и др.

4. Законодательство:

· налоги;

· правовая защита предпринимательской деятельности (антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и др.);

· защита прав потребителей;

· законодательство по безопасности и качеству товаров;

· законодательство по охране труда и технике безопасности;

· законодательство по охране окружающей среды и т.д.

5. Научно-технические факторы:

· ускорение научно-технического прогресса (НТП);

· рост ассигнований на НИОКР;

· технологическое развитие отрасли и др.

6. Природные факторы:

· доступность (дефицит) сырья;

· динамика цен на топливо и энергию;

· загрязнение окружающей среды.

7. Демографические факторы:

· изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости);

· возрастной состав населения;

· миграция населения;

· профессиональный состав;

· образование.

8. Факторы культурной среды:

· культура;

· субкультура и др.

Предприятие не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должно приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

· особенностью производственного процесса;

· характером внешней среды.

Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим.