Сценическое волнение

 

Вся деятельность музыканта-исполнителя, его работа и неустанный творческий процесс находит свою итоговую цель в публичном выступлении. В исполнительском акте, как в фокусе, сосредотачивается всё приобретённое за годы учения, все плоды нашего нравственного и артистического воспитания, результаты творческих поисков, отражения чувств и эмоций.

Нередко одна мысль о предстоящем выступлении вызывает тревогу, бессонницу, полярную смену настроений: от возбуждённого до вялого и апатичного. Сильное волнение дезорганизует музыканта: нарушается координация движения, руки потеют и становятся холодными, мысли перескакивают с одного предмета на другой, появляется неуверенность в собственной памяти. Если это состояние тянется долго, в результате наступает переутомление от волнения и человек впадает в противоположное состояние - пассивность, сонливость, подавленность и вялость организма. Психофизическое состояние исполнителя может меняться в течение одного вечера: сильное угнетенное может перерасти и в увлечённость и творческий запал и наоборот. Волнуются все - от мала до велика. У каждого свое собственное, особенное волнение. Д.Ф. Ойстрах считал, что для преодоления сценического волнения необходима предельная выученность произведения и доведения до автоматизации всех двигательных процессов.

Волнение может, да и зачастую возникает в непосредственно коммуникативной деятельности, в тесной связи с обществом и его мнением. Для студента очень важным является мнение комиссии и сотоварищей, для мастера сцены - оценка публики. Для большинства великих артистов огромную роль играют мысли о сохранении престижа и немаловажную функцию выполняют годы предшествующего сценического опыта. Осознание и ощущение большой аудитории в условиях концертного выступления оказывают огромное давление на психику исполнителя в период предконцертной подготовки, а также в момент непосредственного исполнения. Итак, выходя на сцену необходимо помнить, что исполнительское искусство немыслимо без широкой аудитории.

Критерием готовности произведения к исполнению на эстраде служит безукоризненное исполнение технической стороны произведения. Музыкант должен рассчитывать на свои силы и собственный технический резерв: выносливости, силы, беглости, полного охвата материала. Достигнуть этого можно лишь ежедневными занятиями. Однако не следует упускать тот факт, что произведение состоит не только из техники. В каждом сочинении заключена определённая идея, которую музыкант должен воплотить. Таким образом, помимо технических моментов должна проводиться постоянная работа по воплощению задумки, по выстраиванию определённого логического плана произведения. Необходимо видеть образ во всём охвате, пристально всматриваться в окончательный вариант.

Работа над произведением не сводится только к повторению его на инструменте. Обычно этот процесс протекает на двух уровнях: сознательном и бессознательном. Сфера бессознательного особенно напряжённо работает в предконцертные дни. По мере приближения концертного дня мысли об исполняемом произведении заполоняют наш мозг, именно там оно отлеживается и «дозревает». К сожалению, большинство музыкантов подвергается воздействию навязчивой мысли - как не забыть текст? - именно в последние дни.

Процесс выучивания произведения сложен и трудоемок. В нем задействованы все виды памяти. В результате занятий формируются игровые ощущения - развивается двигательная память, в процессе изучения нотного текста - зрительная. На основе мыслительных процессов и размышлений об интерпретации складывается образ и идея в логической и эмоциональной памяти. А так как в ходе занятий каждый звук контролируется ухом - включается слуховая память. Все виды памяти работают в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Учащемуся следует избегать бездумного заучивания наизусть. Чаще всего память подводит в тех моментах, которые были выучены формально, непродуманно. Каждый раз, подходя к произведению, необходимо следить за развитием фразы, устанавливать логические связи между мотивами и темами.

Мысль о возможном провале может также возникнуть в результате неудачного предыдущего выступления. Постоянное мысленное возвращение к печальным моментам дезорганизует исполнителя и вызывает рост излишней психической напряжённости. В результате снижается устойчивость выработанных психических свойств - памяти, сосредоточенности, внимания, игровых движений. Многие артисты вынуждены были отказаться от исполнительской практики не сумев пережить разочарований.

Неудачные выступления не стоит обходить стороной и оставлять непроанализированными. Особого внимания заслуживает разбор неудавшихся моментов исполнения, а также выяснение причин срыва. Необходимо вспомнить о психологическом, физическом и эмоциональном состоянии перед и во время выступления; проанализировать все отвлекающие факторы; не стоит оставлять без внимания состояние инструмента и удобство концертного костюма.

Чрезмерная тяга к совершенному техническому исполнению приводит к тому, что один неверно сыгранный пассаж выбивает исполнителя из колеи на весь вечер. Музыкант не может собрать своё внимание, не способен к концентрации и сосредоточенности, мысли постоянно возвращаются к злополучному пассажу и все исполнение идёт насмарку. Готовясь к предстоящему выступлению, необходимо помнить, что композитор написал не просто набор нот и штрихов. Все подчинено основному образу и служит ему.