Индивидуальный подход в обучении музыканта.

 

Стиль педагогической деятельности - это стабильно появляющиеся особенности взаимодействия преподавателя с учащимися, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий преподавания, личных особенностей педагога. Взаимодействие преподавателя и учащихся предполагает:

- выбор задач, принятие решений;

- осуществление контроля;

- установление взаимоотношения с учеником;

- организацию групп и выбор методов побуждения;

- установление обратной связи с учащимися.

Осуществляться эти функции разными преподавателями могут различным образом, в связи с чем и говорят о различных стилях педагогической деятельности. A.A. Русалинова выделяет следующие характеристики стиля:

- активность-пассивность;

- единоличие - коллегиальность в принятии решений;

- директивный - попустительский характер воздействий;

- ориентация на позитивную - негативную стимуляцию;

- дистантные - контактные отношения с подчинёнными;

- наличие - отсутствие обратной связи с учениками.

Эти характеристики не исключают друг друга, могут сочетаться в разных комбинациях, обуславливая степень выраженности того или иного стиля.

Понятие «индивидуальность» имеет разные значения:

- в узком смысле - самобытная творческая личность, создающая новые художественные ценности. Индивидуальность в этом понимании - атрибут таланта. Индивид не может быть массовым явлением: не каждому дано создавать новые художественные ценности.

- в широком смысле понятие «индивидуальность» применимо к любому среднему человеку. Это ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных методик и способов, соответствующие их социальным особенностям. Каждый музыкант, если профессия выбрана им правильно, должен обладать своим «лицом», отношением к искусству, вкусом и склонностями, самостоятельно изучить проблему и найти ключ к её решению, т. е. заниматься творчеством. Требование учитывать индивидуальные особенности возникло во времена Конфуция. Реализация этого требования зависела от учителя, а не от педагогической системы.

Индивидуальный подход - принцип педагогики, согласно которому в учебно- воспитательной работе достигается педагогическое взаимодействие с каждым учащимся, основанное на знании его черт личности и условий жизни. Индивидуальный подход даёт возможность педагогу выявить направленность личности каждого учащегося, его склонности, интересы и способности. Применяя индивидуальный подход, учитывая интересы, склонности и другие особенности обучаемого, педагог активно воздействует на него в процессе обучения и воспитания, сам формирует определённые интересы и потребности, формирует из ученика индивидуальность.

Осуществление индивидуального подхода необходимо для всестороннего развития положительных качеств каждого ученика.

Отсутствие индивидуального подхода при организации педагогом педагогических воздействий нередко ведёт к тому, что он вообще не оказывает влияния на личность, или результаты оказываются очень слабыми и не очень убедительными.

Для осуществления индивидуального подхода преподаватель должен постоянно наблюдать и изучать учащихся в процессе их деятельности, так как ему необходимо знать индивидуальные особенности тех, с кем он проводит свою работу, и понимать причины тех поступков, которые требуют применения воспитательных воздействий.

Педагогика, как и методика, является творческим процессом и педагог должен знать больше, чем самый лучший исполнитель-музыкант: он обязан знать и инструмент, и психологию ученика, законы эстрады, эстрадного исполнения и другое.

Понятие «наука»:

- система знаний, скрывающая закономерности развития природы и общества, способы воздействия на окружающий мир.

- Определенным образом систематизированные навыки, знания, получаемые человеком в результате обучения или жизненного опыта.

Искусство - творческое воспроизведение действительности в художественных образах, творческая художественная деятельность.

Воспитание и обучение музыканта - сложный многогранный процесс; в котором можно выделить две линии:

- передача педагогом ученику своих знаний, умений и отношения к искусству;

- выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ученике.

В этой связи в любой педагогической деятельности можно выделить непосредственные результаты - то, что усвоил и воплотил ученик, и отдалённые результаты - то, как процесс воспитания и обучения повлиял на формирование личности, её убеждение.

Насколько полно будут раскрыты и развиты лучшие задатки ученика, благодаря чему он может стать самостоятельным инициативным музыкантом, зависит от одарённости педагога.

Индивидуальность педагога, кроме личных характеристик (мягкость или требовательность, доброта или твёрдость, авторитарность или демократизм), включает и другие характеристики, относящиеся к процессу обучения (построение уроков, работа над художественным материалом).

Индивидуальность своеобразие способов работы во многом определяет уровень культуры педагога, его интересы, профессиональный и жизненный опыт, особенности нервной системы.