Анализ урока музыки.

 

Одним из важных составляющих в профессиональной деятельности учителя музыки, непременным условием успешного роста его мастерства является умение анализировать урок «другого» и свой урок. При всей общности подходов, между ними можно обнаружить и различия как объективного, так и субъективного порядка. Разумеется, сходство обнаруживается в гораздо большей степени, а различия во многом зависят от того, кто осуществляет эти процессы: например, учитель-мастер или же начинающий практикант: мастер до мельчайших деталей видит все невидимые для студента-практиканта недостатки и причины, их вызывающие. Отличие состоит и в том, что при анализе своего урока происходит сопоставление содержания, процесса и результатов урока с его планом, что невозможно при анализе урока «другого».

Но главное отличие состоит в том, что в процессе анализа необходимо вырабатывать умение понять позицию коллеги, даже когда с ней не согласен, уважительно отнестись с этой позиции. В этом заключается проблема, выходящая за рамки собственно анализа урока, а относящаяся также и к толерантности профессиональной деятельности и личности учителя музыки.

Анализ урока музыки «другого» и анализ своего урока - процессы многослойные, и с точки зрения их целостного рассмотрения необходимо выделить в них, как минимум, три направления анализа. Первое направление предполагает анализ:

- цели, задач, содержания урока и методов его проведения;

- профессиональной деятельности учителя музыки и его личностных качеств.

Есть смысл при анализе урока, особенно начинающих студентов- практикантов, последовательно останавливаться в большей или меньшей степени на каждой из выделенных составляющих, непременно исходя (как и в дальнейшем) из сопоставления «результата» (воплощение темы, задач и др. в самом уроке) с конкретным планом урока. При этом желательно выделять те педагогические факторы, условия, которые в наибольшей степени благоприятствовали (или не благоприятствовали) успеху.

Так, например, обращаясь к задачам урока, необходимо сосредоточиться на каждой из них. Разумеется, варианты анализа могут быть самыми различными. На первых порах овладению этой частью анализа могут помочь такие ориентиры, как положения о том, что:

а) успешность решения задачи развития интереса к музыке на уроке, опыта эмоционально-ценностных отношений в первую очередь зависят от точно выбранного музыкального материала, от артистизма его исполнения учителем, способность вовлечь детей в активный и заинтересованный процесс музицирования;

б) эффективность решения задачи усвоения музыкальных знаний во многом определяется уровнем подготовки соответствующего слухового опыта учащихся, точностью сформулированных учителем вопросов, умением наглядно иллюстрировать их музыкальными примерами, сравнениями и т.д.;

в) результативность решения задачи формирования вокально-хоровых умений и навыков зависит прежде всего от профессионализма учителя как хормейстера;

г) эффективность решения задачи развития опыта музыкально-творческой учебной деятельности во многом зависит от многообразия примененных подходов: в процессе сочинения музыки (прежде всего в форме импровизации), ее исполнения (на основе интерпретации), слушания (и соответствующей реакции на прослушанную музыку в форме своеобразных вербальных и письменных высказываний, рисунков и пр.).

Если обратиться к проблеме содержания урока музыки и, в частности, к анализу его драматургии, то анализируется логика построения урока и целесообразность ее построения, например, по принципу контрастов видов и форм музыкальной деятельности, их многообразия, точного выбора эмоциональной кульминации и т.д.

При ориентации на эти показатели прежде всего следует проанализировать, имеют ли они место в самом плане урока? Если да, то тогда естественен переход к сопоставлению ожидавшегося результата, представленного в плане урока, с самим результатом.

Анализ профессиональной деятельности учителя на уроке можно разделить на две составные и взаимосвязанные между собой части: деятельность музыканта и деятельность музыканта-педагога.

При анализе урока следует иметь в виду, что уже к началу практики студент должен быть готов к грамотному, выразительному, выученному наизусть исполнению инструментальных и вокальных произведений, предусмотренных для урока, к дирижированию мелодии одной рукой с одновременным ее исполнением на инструменте - другой, а также к управлению хоровым исполнением произведений учащимися с одновременным аккомпанированием будущего учителя музыки на инструменте (каждая из указанных форм исполнительской деятельности должна быть на первых порах подготовлена в соответствующем исполнительском классе и перед уроком продемонстрирована методисту).

При анализе первого же проведенного урока обычно становится ясным, может ли студент-практикант сохранить (или не сохранить) приобретенные ранее музыкально-исполнительские умения и навыки. Целесообразно, чтобы сам студент-практикант в своем самоанализе продемонстрировал способность объективно оценить уровень своей музыкально-исполнительской деятельности на уроке.

Важную роль играет анализ проведенный студентом-практикантом вербальной деятельности: следует отметить, насколько грамотна речь будущего учителя, назвать наиболее типичные ошибки в речи, а также подаче музыкально-теоретического, музыкально-исторического и другого рода материала. Специальное внимание в процессе анализа урока необходимо уделить и выразительности речевой интонации студента-практиканта.

В содержание анализа входит и наблюдение за развитием приоритетных качеств личности будущего учителя музыки.

Прежде всего речь должна идти о наблюдении за развитием музыкальности (включая музыкальный вкус), которая проявляется в исполнительской деятельности и руководстве этим процессом; в осознанной интуитивной оценке музыкальности ребенка, в музыкальной памяти, которая проявляется не только в качественном воссоздании музыкального материала, но и в установлении разного рода арок между исполняемыми произведениями и теми, которые находятся в багаже музыкальной памяти учащихся и т.д. При наблюдении за развитием музыкальности важно учитывать ее связь со всем духовным миром личности, который является «генератором» музыкальности.

При наблюдении за развитием эмпатийности следует иметь в виду, что ее наличие и действенность способны оказать большое влияние на весь процесс музыкального образования. Однако результат возможен при условии установления общения учителя с учащимися на принципах душевного и духовного родства, видения каждого учащегося как формирующейся личности и осознания необходимости со-действуя ему в процессе музыкального образования. Вот почему важно в процессе анализа урока наблюдать за эмпатийностью, за процессом развития понимать учеников, ценить их чувства и активно привлекать для этого музыкальное искусство.

Анализ урока включает в себя наблюдение за процессом развития профессионального мышления и самосознания будущего учителя музыки, включающих в себя музыкальную, психологическую и педагогическую стороны в их взаимосвязи. Важно во время обсуждения урока выяснить:

return false">ссылка скрыта

- стремится ли студент-практикант к все более глубокому осмыслению того, что только его собственная способность погружения в интонационно-образную природу музыки дает возможность успешно развивать ее в учениках;

- понимает ли, что осознание возрастных и индивидуальных психологических способностей учащегося дает возможность установить тот духовный контакт с ним, без которого невозможно эффективное музыкальное образование в самом широком смысле слова;

- понимает ли, что только его развитые «умные эмоции» помогают передать ученикам способность диалога с музыкой;

- осознает ли, что профессиональное самосознание, в том числе профессиональная рефлексия, являются основой как самооценки урока, так и всего процесса профессионального становления учителя музыки.

Креативность входит в содержание практически любого анализа урока. При наблюдении за креативностью в процессе урока следует иметь в виду, что в процессе занятия креативность проявляется прежде всего в коммуникативно- организаторской и музыкально-исполнительской деятельности. В ходе анализе урока целесообразно особо поддерживать наличие импровизационных моментов, включающих, например: удачные ответы на неожиданные вопросы учащихся; исполнение незапланированного фрагмента произведения в связи с возникшей необходимостью воссоздать в воображении учащихся тот или иной образ; включение в процесс вокально-хоровой работы того или иного приема и многое другое.

Наконец, анализ деятельности будущего учителя-музыканта можно осуществить, следуя основным видам профессионально-педагогической деятельности:

- конструктивной: обоснованность и качество воплощения логического построения урока, его художественно-педагогической идеи, жанра, формы, драматургии и др.;

- музыкально-исполнительской: инструментальной, вокальной, дирижерско-хоровой, вербальной;

- коммуникативно-организаторской: умение установить художественно- творческую атмосферу в классе, организовать процесс слушания, исполнения и сочинения музыки, проявив при этом художественно-коммуникативные способности и артистизм;

- исследовательской: умение осуществлять анализ и самоанализ.

Второе направление анализа урока предполагает рассмотрение деятельности учащихся и их личных качеств, которые проявляются в разнообразном опыте их музыкально-творческой (прежде всего учебно- творческой) деятельности.

В процессе анализа музыкального занятия в центре внимания находятся:

- активность учащихся, интерес, который они проявляют к тем или иным музыкальным произведениям, видам музыкальной деятельности;

- процесс усвоения музыкальных знаний, эффективность методов, применяемых с этой целью;

- процесс развития музыкальных умений (прежде всего слышать музыку), формирования исполнительских навыков и, соответственно, целесообразность применяемых для этого приемов и способов;

- процесс творческого музыкального развития учащихся в различных формах и видах деятельности и адекватность профессиональных действий студента- практиканта.

Чрезвычайно важно, чтобы при анализе урока из поля зрения не ни одно из творческих проявлений учеников в опытах «композиторской», исполнительской и слушательской деятельности, а также отмечались проявления радости учащихся от «предуготовленности» к творчеству. При анализе важно помнить о том, сто «занятия музыкой без проявления творческого начала противоречат самой природе музыкального искусства».

Креативность - еще одно важное качество личности учащегося, находящее свое воплощение в самых разнообразных творческих проявлениях ученика в процессе его общения с музыкой. При анализе такого рода проявлений учеников на уроке музыки следует прежде всего иметь в виду, что они могут иметь как субъективно-творческий характер («новое для себя»), так и объективно-творческий характер («новое само по себе»), что свойственно особо одаренным учащимся.