Слуховой и двигательный методы в музыкальной педагогике
Практическая педагогика, стремящаяся к объективному подтверждению целесообразности приемов и методов работы с учеником, имеет тенденцию к синтезу данных науки, искусства и эмпирики. Каждый из элементов этого триединства по-своему влияет на индивидуальный стиль педагогической работы, на формирование всей системы воспитания музыканта в целом.
В основе современной методики лежит важнейший методологическийпринцип единства художественного и технического развития музыканта-исполнителя при ведущей роли художественного начала (Б.А.Струве, И.П.Благовещенский, О.Ф.Шульпяков, В.А.Якубовская). Реализация этого принципа на практике связана с двигательным и слуховым методами обучения.
Спор между сторонниками двигательного и слухового методов обучения имеет давнюю историю. Вопрос касается роли сознания в процессе воспитания двигательных навыков. Нужно ли включать сознание при работе над развитием и совершенствованием двигательных навыков или они (целесообразные навыки) появляются сами собой? Достаточно ли услышать внутренним слухом, как это должно звучать, иметь звуковую цель и руки сами приспособятся?
В музыкальной педагогике по данной проблеме получили распространение две противоположные теории. Сторонники первой исходили из идеи полной зависимости технических приемов от художественных намерений исполнителя. Подобная установка отразилась в так называемой психотехнической школе, ярким представителем которой в советской музыкальной педагогике стал известный теоретик пианизма Г.М.Коган. Вторая теория базировалась на положении, что для выработки специализированных и естественных игровых действий необходима сознательная работа над техникой движения (В.Тренделенбург, Й.Войку).
Представители анатомо-физиологической школы (Р.Брейтгаупт, Ф.Штейнгаузен, В.Тренделенбург) обосновали кратчайший путь в овладении техникой, который состоит в том, что «техника должна быть доведена до сознания, и тогда правильный путь будет найден разумным анализом двигательных взаимосвязей», а не в том, «чтобы, положившись только на дарование, поставить свои успехи в зависимость от бессознательных поисков». Не следует опасаться того, что и вся игра станет рассудочной, а поэтому нехудожественной. По мере совершенствования техника переходит в область «смутно сознаваемого». Таким образом, художественное творчество «получает совершенный механизм», который может быть поставлен на службу высшим целям. Однако сознание в какой-то степени продолжает осуществлять контроль над движениями и во время исполнительского акта, хотя такого рода контроль уходит из сферы активного внимания. Данные положения анатомо-физиологической школы разделяются многими педагогами-музыкантами и проверены практикой.
Согласно Й.Войку, для успешного решения технической проблемы необходимо «раз навсегда отбросить «музыку» и изучить технику как чистый «механизм». Такой отрыв игровых действий от задач музыкально-художественной практики имел губительные последствия для жизнеспособности всей его системы и в значительной степени обесценивал ряд значимых ее положений.
Полностью концентрируя внимание исполнителя на ощущении естественных свободных движений и превращая нахождение такого ощущения в самоцель работы, И.Войку тем самым встал на путь одностороннего двигательного метода воспитания исполнительской техники (данный метод отвергнут современной музыкальной педагогикой.).
Теории И.Войку недоставало того, что при «всей своей рациональности» она «никуда не вела исполнителя и вооружала его абстрактной техникой».
Таким образом, сторонники двигательного метода, как правило, исходят из ощущений естественных движений, но при этом теряют конечную цель, как прослеживается на примере И.Войку. Совершенство движений, если оно не ведет к решению художественной задачи, само по себе не приобретает значимости.
Сторонники слухового метода, оспаривая ряд положений теории двигательного метода, полагали, что главное – слышать звуковую цель (как это должно звучать) и тогда руки сами приспособятся, нужные движения найдутся без вмешательства сознания. «Публике все равно, какими руками играет исполнитель. Главное – звуковой результат», «играй хоть носом, лишь бы выходило», – провозглашали они.
Приверженцы одностороннего слухового метода по сути игнорируют свободу, рациональность движений, что может впоследствии привести к противоречию между желаемым и возможным. Исполнитель может ярко, виртуозно, изысканно тонко слышать внутренним слухом исполняемое произведение, а руки не в состоянии выполнить сложные технические задачи. Это противоречие впоследствии может иметь негативный исход — исполнитель с годами осознает свою профессиональную неполноценность.
Целенаправленность движений (направленность на художественную цель) не обеспечивает их целесообразности – их рациональности, свободы, когда художественная цель достигается с наименьшей затратой мышечных усилий.
Делов том, что слуховые представления, то есть что мы хотим получить, может иметь каждый эстетически развитый человек, а вот как это получить на инструменте, – здесь нужны профессиональные знания и умения.
При одностороннем слуховом методе обучения педагогобычно фиксирует внимание ученика на конечной цели движения и нередко оставляет в стороне вопросы, связанные с анализом технических средств.
За исключением выдающихся артистов, нередко интуитивно находящих двигательные пути для реализации художественных задач, «бессознательно» останавливаясь на наиболее целесообразном, основная масса исполнителей овладевает рациональными движениями только путем осознанной и кропотливой работы над ними, постигая их свободу через ощущения. В этой связи выдающиеся артисты часто плохо представляют себе истинное положение рядовых музыкантов (учащихся, студентов) и предлагают им для совершенствования путь, естественный для них самих, но бесплодный для тех, кто такими природными данными не обладает.