Донотный период в начальном обучении музыке

 

При освоении языка музыки будет логичным соблюдение той же последовательности, которая характерна для маленького ребёнка при освоении им языка речевого. Совершенно естественно, что вначале ребенок учится говорить, осознавать смысл произносимых слов и понятий, и лишь позже - читать, записывать буквы, слова.

В процессе обучения музыке ученик постигает основы музыкального языка. Обучение важно построить таким образом, чтобы он вначале научился хотя бы в общих чертах слушать, слышать и воспроизводить услышанные звуки и их последовательности голосом и на музыкальном инструменте, понимать смысл тех или иных звучаний. Преждевременное обучение игре по нотам может сместить акцент внимания с приоритета слухового восприятия музыки и привести к неправильно сформированной связи между слухом и движениями.

В обиходе музыкантов существует такое понятие, как «механическая игра». В методике «механическая игра» выражается формулой «вижу - играю - слышу» или «играю - слышу». В обоих случаях - при игре по нотам или без них, слух занимает второстепенную позицию по отношению к движениям пальцев, работает лишь его контролирующая функция. Слышание звука до нажатия соответствующей клавиши, то есть предслышание - отсутствует. «Механическая игра» - нередкое явление в практике обучения игре на музыкальных инструментах с фиксированным звукорядом, к каким относятся, например, фортепиано, баян, аккордеон.

Донотный период направлен на формирование такой связи между слухом и движениями, при которой слух будет играть ведущую роль. Она (связь) выражается формулой «слышу - играю - слышу». В дальнейшем, при подключении зрительного компонента восприятия нотного текста эта формула удлиняется: «вижу - слышу - играю - слышу».

Итак, основной целью донотного периода обучения на инструменте является формирование элементарных навыков взаимосвязи между слухом и движениями ученика. Учитывая сложность освоения музыкального инструмента, необходимо использовать такие приёмы обучения, как подбор по слуху и транспонирование.

Необходимо заострить внимание на некоторых достоинствах донотного обучения:

- в донотном периоде отсутствуют сложнейшие для маленького ребёнка компоненты обучения: игра или пение по нотам, чтение и запись нот;

- привлекателен и доступен репертуар, который ученик подбирает по слуху и транспонирует. Обычно он состоит из знакомых ему мелодий, детских песенок;

- в донотном периоде широко применяются различные формы работы с учеником, стимулирующие его собственное творчество, такие как движение под музыку, рисование, словесное описание содержания музыки, сочинение музыки, упражнений, составление вариаций и т.д.

Говорить о продолжительности донотного периода можно лишь условно. Главным критерием, определяющим возможность перехода к обучению музыке по нотам, надо считать способность ученика достаточно уверенно подбирать по слуху несложные мелодии, транспонировать их. Обычно для приобретения данного навыка требуется несколько месяцев.

Однако не следует чрезмерно затягивать этот этап, так как у ученика может сложиться и закрепиться определенный стереотип действий и представлений о содержании работы с музыкой. В некоторых случаях это может привести к нежеланию играть по нотам, изучать их. В то же время не следует проводить чёткой временной границы между донотным периодом и переходом к обучению по нотам, особенно в тех случаях, когда ученик медленно двигается в своём развитии.

Проверка музыкальных данных. Эмоциональная отзывчивость ученика на музыку – важнейший показатель его музыкальных способностей. Предложенный ниже способ тестирования позволяет одновременно проверять и обучать ученика. Происходит это следующим образом. Педагог играет на инструменте пьески, характерные для трех жанров музыки: песни, танца и марша. Предварительно он объясняет некоторые закономерности каждого из жанров: под вальс можно кружиться, у него трехдольный размер; песня протяжная, певучая; марш считается на четыре и движение музыки в нём строго размеренное, удобное для марширования. Задача ученика выслушать мелодии, сначала по одной и определить жанр каждой из них. Если ученик ориентируется быстро и точно, можно усложнить задачу, сыграв несколько мелодий подряд. Теперь необходимо назвать жанр каждой пьесы в той последовательности, в которой они были исполнены, определить характерные особенности звучания, например: пьеска весёлая или грустная, мелодия плавная или резкая и т.д. В данном случае ученик учится различать музыкальные жанры, познаёт характерные особенности каждого из них. Немаловажно и то, что ему представляется ещё одна возможность самовыразиться.

Степень увлечённости, заинтересованности музыкой в этот момент проявляется по-разному. Большинство детей непосредственно реагируют на музыку, прежде всего на подвижные, характерные пьесы - непроизвольными движениями в такт, выразительной мимикой, улыбкой, иногда, если мелодии знакомые, подпевают их звучанию. По определению музыкальных психологов эмоциональная отзывчивость на музыку является основным признаком музыкальности.

Слух, чувство ритма и способность к запоминанию могут проверяться по-разному. Традиционный подход: пение выученных заранее мелодий, воспроизведение голосом услышанных звуков, прохлопывание, либо проговаривание ритмических рисунков вслед за педагогом. Если ученик спел чисто, выразительно проинтонировал голосом мелодию, можно говорить о наличии у него как звуковысотного, так и мелодического слуха. Чтобы проверить чувство ритма, педагог прохлопывает в ладоши несложные ритмические рисунки, предлагая ученику повторить их.

Тестирование – лишь необходимый исходный пункт в длительном сложном процессе изучения педагогом своего ученика.