Умбетей Жырау (1697–1786 гг.)

Умбетей Тилеуулы родился в 1697 году в горах Каратай, умер в 1786 году в Ерейментау, известен в народе как певец.Умбетей находился в гуще борьбы казахского народа против джунгарского нашествия, воспевал исторические события. Он был близким спутником по военным походам Богенбай батыра. Основным мотивом одной части произведений Умбетей жырау («Бәкеге», «Жауқашарға», «Бұқарға», «Бекболат биге» и др.) являются вопросы социальной справедливости, нравственности, другая часть описывает жизнь Богенбай батыра, полную героизма и отваги («Бөгенбай өліміне», «Бөгенбай өлімінАблай ханға естірту» и др.). Высокий художественный уровень произведений Умбетея хорошо прослеживается в стихе-причитании по усопшему Канжыгалы Богенбаю, а также в стихе-сообщении Абылай хану об этой трагедии. Если в первом произносится имя народного героя Богенбая, ярко проявившего себя в борьбе с джунгарами, то во втором он напоминает хану, что сила его только в единстве с батырами и народом.В дастане Умбетея «Жантай батыр» и повествованиях об Абылай хане рассказывается о борьбе против калмыкских захватчиков.Умбетей и Бухар жырау были близкими друзьями. Умбетей почитал и уважал Бухара. В стихах-толгау Умбетея, посвященных жизни Бухар жырау, есть исторические сведения. Основное содержание творчества Умбетей жырау — защита отечества, единство и сплоченность народа, необходимые для отпора врагу. Он отстаивал интересы народа. Был справедливым, честным и прямым человеком, разоблачал поступки и действия ханов, не отвечавших интересам народа.

Актамберды Жырау (1675–1768 гг.) Казахский батыр, певец походов, военачальник, жырау, общественный деятель. Утверждают, что Актамберды Сарыулы родился в предгорьях Каратау в окрестностях Южного Казахстана в семье зажиточных людей, хотя сам он в своих стихах указывает, что происходит из рода Жагалбай (Младший жуз) и что он с детства рос одиноким и необеспеченным. Он проявил свои поэтические способности очень рано в 10–12 лет. Судя по строкам из его стихов: «В двенадцать лет я сел на коня, взял в руки саблю», Актамберды рано включился в борьбу с врагами. В своих стихах он воспевает казахский быт, семью и отечество. Произведения Актамберды жырау в основном представляют собой изречения-наставления. Из них можно узнать о мечтах, интересах кочевых казахов. Отдельное место в его творчестве занимают размышления о месте и роли домашних животных, особенно лошади, в жизни кочевников. Называя лошадей «крыльями» мужчин, изображает их спутниками батыров, когда те идут на врага. В своих стихотворениях Актамберды призывает народ к героизму, воодушевляeт его на борьбу с врагом. Он жаждет освободить казахские степи, оставшиеся под джунгарами, мечтает о возрождении и развитии казахского государства, о полной победе над джунгарскими захватчиками. Во многих произведениях поэт призывает народ бороться с врагом, не щадя своих сил. Стихотворения Актамберды жырау, появившиеся в ХVIII веке, в период ожесточенных войн и схваток, воодушевляли народ и поднимали его воинский дух.