Методическое пособие для проведения занятий в группах профессия – машинист электровоза
Красноярск 2009г.
В методическом пособии размещено расположение, назначение и устройство высоковольтного оборудования, электрических аппаратов, механического оборудования определяющие порядок приёмки и обслуживания оборудования электровозов ВЛ-80Р. Работа электрических цепей, рисунки с изображением расположения, назначения и устройства аппаратов и механизмов, позволяют сформировать наиболее полную картину работы электровозов.
Пособие предназначено для учащихся групп, обучающихся на машиниста электровоза, и направлено на отработку практических навыков в обнаружении неисправностей при приёмке локомотива и в пути следования.
Кроме того пособие может быть полезно преподавателям дортехшкол, учебных центров, машинистам-инструкторам локомотивных бригад.
Методическое пособие подготовил преподаватель Красноярского учебного центра
Згурский А. И.
Рецензенты:
Главный инженер службы локомотивного хозяйства
Красноярской железной дороги – Лавренчук Н. Ф.
Преподаватель высшей квалификационной категории
Красноярского учебного центра – Лосоногов В. А.
Введение:
Безопасность движения на транспорте обеспечивается благодаря чёткой организации движения поездов, выполнением графика движения, соблюдением работниками железных дорог своих обязанностей.
Сбой в работе железнодорожного транспорта приводит к большим, а иногда к неисполнимым потерям. Причины сбоев в работе могут быть самые разные – стихийные бедствия, человеческий фактор, неисправность технических средств и др. Высокие технические знания локомотивной бригады, умение принять правильное решение в нестандартной ситуации – залог успешной работы.
Пособие включает в себя следующие разделы:
Раздел 1. Техническое описание;
Раздел 2. Механическая часть;
Раздел 3. Электрические машины;
Раздел 4. Электрические аппараты и схемы.
Раздел 5. Электрические схемы.
Раздел 6.Логические схемы при срабатывании автоматических выключателей из-за к. з. в цепях управления.
Оглавление:
Раздел 1. Техническое описание……………………………………………….стр. 7;
1.1 Обозначение электровоза……………………………………………стр. 7;
1.2 Общее устройство электровоза……………………………………..стр. 7;
1.3 Техническая характеристика………………………………………..стр. 8;
Раздел 2. Механическая часть………………………………………………….стр. 9;
2.1 Назначение механической части электровоза………………………стр. 9;
2.2 Тележка………………………………………………………………..стр. 9;
2.3 Рама тележки………………………………………………………….стр. 10;
2.4 Колёсная пара………………………………………………………....стр. 11;
2.5 Зубчатая передача…………………………………………………….стр. 13;
2.6 Подвешивание тяговых двигателей…………………………………стр. 13;
2.7 Буксы…………………………………………………………………..стр. 14;
2.8 Рессорное подвешивание…………………………………………….стр. 15;
2.9 Люлечное подвешивание…………………………………………….стр. 16;
2.10 Гидравлические гасители колебаний……………………………...стр. 19;
2.11 Шаровая связь……………………………………………………….стр. 21;
2.12 Кузов электровоза…………………………………………………...стр. 22;
2.13 Противоразгрузочное устройство………………………………….стр. 24;
2.14 Рычажная тормозная система………………………………………стр. 24;
2.15 Ударно-сцепные приборы…………………………………………..стр. 25;
2.16 Устройство автосцепки……………………………………………..стр. 26;
2.17 Работа автосцепок на сцепление……………………………………стр. 27;
2.18 Работа автосцепок на расцепление…………………………………стр. 28;
2.19 Сборка автосцепки…………………………………………………..стр. 29;
2.20 Поглощающие аппараты……………………………………………стр. 31;
2.21 Действие поглощающего аппарата при сжатии поезда…………..стр. 31;
2.22 Действие поглощающего аппарата в режиме тяги поезда………..стр. 32;
2.23 Моторно-осевые подшипники……………………………………...стр. 32;
2.24 Форсунка песочная…………………………………………………..стр. 33;
Раздел 3. Электрические машины………………………….…………………...стр. 35;
3.1 Принцип действия электродвигателя………………………………...стр. 35;
3.2 Тяговый электродвигатель НБ-418К6………………………………..стр. 36;
3.3 Асинхронный электродвигатель АЭ92-402………………………….стр. 40;
3.4 Расщепитель фаз НБ-455А…………………………………………....стр. 42;
3.5 Электронасос 4ТТ-63/10………………………………………………стр. 44;
3.6 Электродвигатель П11М……………………………………………...стр. 45;
Раздел 4. Электрические аппараты и схемы…………………...………………стр. 47;
4.1 Общие сведения об аппаратах и схемах……………………………..стр. 47;
4.2 Аккумуляторная батарея 42НК-125………………………………….стр. 47;
4.3 Токоприёмник…………………………………………………………стр. 49;
4.3.1 Кинематическая схема работы токоприёмника…………………...стр. 49;
4.3.2 Механизм работы токоприёмника на подъём и опускание………стр. 50;
4.3.3 Назначение и устройство токоприёмника…………………………стр. 50;
4.3.4 Технические требования к токоприёмнику………………………..стр. 51;
4.4 Главный выключатель ВОВ-25-4МУХЛ1…………………………...стр. 53;
4.4.1 Устройство главного выключателя………………………………...стр. 54;
4.4.2 Работа главного выключателя……………………………………...стр. 55;
4.5 Выключатель быстродействующий………………………………….стр. 57;
4.6 Трансформаторы………………………………………………………стр. 59;
4.7 Тяговый трансформатор ОДЦЭ-5000/25АМ-02…………………….стр. 60;
4.8 Выпрямительно-инверторный преобразователь ВИП2-2200М……стр. 62;
4.9 Электромагнитный привод. Контакторы, электромагнитные реле, тепловые реле тока…………………………………………………………………...стр. 65;
4.9.1 Реле управления и защиты………………………………………...стр. 65;
4.9.2 Контакторы…………………………………………………………стр. 70;
4.10 Системы дугогашения………………………………………………стр. 73;
4.11 Панели тепловых реле ПТР-180, ПТР-181………………………...стр. 74;
4.12 Пневматические выключатели управления, пневмоблокировки, электромагнитные вентили……………………………………………………………………стр. 76;
4.12.1 Пневматические выключатели управления……………………....стр. 76;
4.12.2 Пневматическая блокировка ПБ-33-02…………………………..стр. 77;
4.12.3 Вентиль защиты ВЗ-57-02………………………………………...стр. 78;
4.12.4 Электромагнитные вентилиЭВ-58, ЭВ-58-06, ЭВ-55, ЭВ-55-07………………………………………………………………….стр. 79;
4.12.5 Электромагнитный вентиль ЭВТ-54А……………………………стр. 80;
4.13 Контроллер машиниста КМЭ-80………………………………......стр. 82;
4.14 Кулачковый переключатель двухпозиционный ПКД-01…….…..стр. 84;
4.15 Переключатель режимов ПР-103…………………………………..стр. 86;
4.16 Блокировочные переключатели……………………………………стр. 87;
4.17 Ограничители перенапряжений……………………………………стр. 87;
4.18 Сглаживающий реактор…………………………………………….стр. 89;
4.19 Система вентиляции ……………………………………………….стр. 90;
4.20 Подготовка системы вентиляции электровоза …………...............стр. 92;
4.21 Вентиляторы………………………………………………………...стр. 94;
Раздел 5. Электрические схемы…………………...……………………………стр. 97;
5.1 Силовые цепи электровоза…………………………………………..стр. 97;
5.2 Высоковольтная цепь………………………………………………...стр. 97;
5.3 Силовые цепи тяговых электродвигателей в режиме «Тяга»……..стр. 97;
5.4 Силовая схема в режиме «Рекуперативное торможение»…………стр. 98;
5.5 Силовая схема вспомогательных цепей…………………………….стр. 98;
5.6 Защита силовых и вспомогательных цепей………………………...стр. 99;
5.7 Расположение оборудования на электровозе………………………стр. 99;
return false">ссылка скрыта5.8 Назначение контактов в цепях управления на электровозе……...стр. 109;
5.9 Схема цепей управления электровоза……………………………..стр. 119;
5.10 Питание цепей управления электровоза…………………………стр. 119;
5.11 Питание цепей управления от АБ………………………………...стр. 120;
5.12 Питание цепей управления от ТРПШ…………………………….стр. 121;
5.13 Подзаряд аккумуляторной батареи от ТРПШ……………………стр. 121;
5.14 Цепь питания контактора К от ТРПШ…………………………....стр. 121;
5.15 Работа регулятора напряжения РН-43……………………………стр. 122;
5.16 Цепи управления токоприёмниками……………………………...стр. 122;
5.17 Цепи управления главными выключателями…………………….стр. 123;
5.18 Цепи управления быстродействующими выключателями……...стр. 125;
5.19 Цепи управления вспомогательными машинами………………..стр. 126;
5.20 Структурная схема режима «Тяга»……………………………….стр. 130;
5.21 Цепи управления контакторами 193, 194 в режиме «Тяга»…….стр. 131;
5.22 Структурная схема режима «Рекуперативное торможение»…...стр. 135;
5.23 Цепи управления контакторами 193, 194 в режиме «Рекуперативное торможение»……………………………………………………...стр. 137;
5.24 Цепи управления переключателем 410 (БП-195)………………..стр. 140;
5.25 Панель пуска расщепителя фаз ППРФ-300………………………стр. 141;
5.26 Система контроля тормозной магистрали………………………..стр. 143;
5.27 Распределительный шит РЩ-53…………………………………...стр. 144;
5.28 Цепи защиты электровоза от боксования и юза………………….стр. 145;
5.29 Цепи компрессора токоприёмника………………………………..стр. 148;
5.30 Цепи прожектора и буферных фонарей…………………………..стр. 148;
5.31 Освещение и обогрев кабины……………………………………..стр. 148;
5.32 Освещение кузова коридора и ВВК………………………………стр. 149;
5.33 Освещение ходовых частей……………………………………….стр. 149;
5.34 Цепи звуковых сигналов…………………………………………...стр. 149;
5.35 Цепи продувки главных резервуаров……………………………..стр. 150;
5.36 Калорифер обогрева лобовых стёкол……………………………..стр. 150;
5.37 Обогрев компрессора………………………………………………стр. 150;
Раздел 6.Логические схемы при срабатывании автоматических выключателей из-за к. з. в цепях управления. …………………...…………………………….стр. 150;