Недописанный тезис
Эту методику также называют «недописанным предложением». Такое название не столь полно отражает суть методики. Тезис — это некоторое законченное суждение по какому-либо вопросу, в то время как «предложение» не обязательно содержит в себе суждение, будучи часто описанием реальности. Дописать тезис — это, значит, высказать вполне определенное суждение и обозначить свое, отношение к предмету речи. Скажем, если предлагается дописать предложение: «Кошка в доме...», — то его можно закончить описательным порядком: «Кошка в доме всегда спит на видном месте». И это ничего не дает исследователю. А если предложить некоторое суждение: «Кошка в жизни человека,..» — то дети вынуждены либо признать ее значимость, либо отвергнуть. Для работы с детьми, вероятно, такой недописанный тезис дал бы богатый материал. Поэтому в подготовительной части педагогу следует обратить внимание детей на это различие.
Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.
Педагог может заранее подготовить печатный вариант бланка и сделать необходимое количество ксерокопий.
Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется педагогом.
Приведем набор самых разнообразных недописанных тезисов, иллюстрируя как их возможное содержание, так и предлагаемую форму.
-Хорошая жизнь — это...
-Быть человеком — это...
- Самое главное в жизни...
-В хорошем отряде всегда...
-Если видишь недостатки человека....
- Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят...
-Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...
-Наивысшая ценность для человека — это...
Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных центрах и лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха, оригинальные методики. Например, удачным мероприятием можно считать конкурс «Самое лучшее грустное или смешное письмо». Веселый конкурс с письмом раскрывает содержание направленности детей. А воспроизведение теста- письма очерчивает некоторые изменения в их направленности за прошедший период. Мы предлагаем вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.
1. Больше всего мне не нравится в лагере...
2. По сравнению с другими наш отряд...
3. Если было бы можно, я бы...
4. Иногда я боюсь...
5. Больше всего мне нравится...
6. Думаю, что без проблем смогу...
7. По-моему, лучший вожатый тот...
8. Многие ребята из нашего отряда...
9. Когда кто-то кричит на меня...
10.В будущем я хочу...
11.Для меня нет ничего хуже...
12.Я бы на месте наших вожатых...
13.По сравнению с другими я...
14. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...
15.По-моему, хуже всего, когда вожатый...
16.Жду - не дождусь, когда...
17.Мне хотелось бы научиться...
18.Я ценю в людях такие качества, как...
19.Я не люблю думать...
20.Мои друзья и я...
21.Когда другие делают что-то лучше, чем я...
22.В нашем отряде...
23. Если бы меня спросили: «Что такое счастье?! — я бы ответил (а)...