Недописанный тезис

Эту методику также называют «недописанным предложением». Такое название не столь полно отражает суть методики. Тезис — это некоторое законченное суждение по какому-либо вопросу, в то время как «предложение» не обязательно содержит в себе суждение, будучи часто описанием реальности. Дописать тезис — это, значит, высказать вполне определенное суждение и обозначить свое, отношение к предмету речи. Скажем, если предлагается дописать предложение: «Кошка в доме...», — то его можно закончить описательным порядком: «Кошка в доме всегда спит на видном месте». И это ничего не дает исследователю. А если предложить некоторое суждение: «Кошка в жизни человека,..» — то дети вынуждены либо признать ее значимость, либо отвергнуть. Для работы с детьми, вероятно, такой недописанный тезис дал бы богатый материал. Поэтому в подготовительной части педагогу следует обратить внимание детей на это различие.

Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.

Педагог может заранее подготовить печатный вариант бланка и сделать необходимое количество ксерокопий.

Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется педагогом.

Приведем набор самых разнообразных недописанных тезисов, иллюстрируя как их возможное содержание, так и предлагаемую форму.

-Хорошая жизнь — это...

-Быть человеком — это...

- Самое главное в жизни...

-В хорошем отряде всегда...

-Если видишь недостатки человека....

- Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят...

-Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...

-Наивысшая ценность для человека — это...

Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных центрах и лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха, оригинальные методики. Например, удачным мероприятием можно считать конкурс «Самое лучшее грустное или смешное письмо». Веселый конкурс с письмом раскрывает содержание направленности детей. А воспроизведение теста- письма очерчивает некоторые изменения в их направленности за прошедший период. Мы предлагаем вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.

1. Больше всего мне не нравится в лагере...

2. По сравнению с другими наш отряд...

3. Если было бы можно, я бы...

4. Иногда я боюсь...

5. Больше всего мне нравится...

6. Думаю, что без проблем смогу...

7. По-моему, лучший вожатый тот...

8. Многие ребята из нашего отряда...

9. Когда кто-то кричит на меня...

10.В будущем я хочу...

11.Для меня нет ничего хуже...

12.Я бы на месте наших вожатых...

13.По сравнению с другими я...

14. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...

15.По-моему, хуже всего, когда вожатый...

16.Жду - не дождусь, когда...

17.Мне хотелось бы научиться...

18.Я ценю в людях такие качества, как...

19.Я не люблю думать...

20.Мои друзья и я...

21.Когда другие делают что-то лучше, чем я...

22.В нашем отряде...

23. Если бы меня спросили: «Что такое счастье?! — я бы ответил (а)...