Основные задачи и принципы деятельности по профилактике незаконного оборота наркогенных веществ

 

В настоящее время в Российской Федерации по-прежнему сохраняется крайне тревожная ситуация в сфере противодействия незаконному обороту и потреблению наркотических средств и психотропных веществ. Остается значительным число преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Особую тревогу вызывают масштабы вовлеченности в незаконный оборот наркотиков несовершеннолетних и молодежи.

Наркотизм стал прежде всего подростково - молодежной проблемой.

По данным правоохранительных органов, к основным "зонам риска", где особенно активно действуют представители преступных группировок, осуществляющих деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, вовлечением несовершеннолетних и молодых людей в их употребление и распространение, относятся места досуга подростков и молодежи.

К числу этих зон относятся и образовательные учреждения (общеобразовательные школы, профессиональные училища, средние специальные и высшие учебные заведения, общежития учреждений профессионального образования и пр.).

Указанная ситуация обусловливает необходимость активизации и повышения эффективности работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

Федеральный закон от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"установил организационные основы и принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на:

- установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

- постепенное сокращение числа больных наркоманией;

- сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Эта политика строится на основе следующих п р и н ц и п о в :

· государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

· лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

· координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

· приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;

· государственной поддержки научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;

· привлечения негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

· развития международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе.

5.5. Система социально - педагогической деятельности по профилактике правонарушений в сфере оборота наркогенных веществ в образовательном учреждении [56]

 

Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров федеральным законодательством возложена на:

Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел;

федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам;

Федеральную службу безопасности (ФСБ России), в том числе на ее Пограничную службу;

Федеральную службу внешней разведки (СВР России);

федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения;

на другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

Деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на территории образовательных учреждений должна быть организована на межведомственной основе.

Особая роль в этой деятельности отводится правоохранительным органам, прежде всего территориальным органам Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), а также подразделениям органов внутренних дел:

по делам несовершеннолетних;

уголовного розыска и другим подразделениям криминальной милиции;

службе участковых уполномоченных милиции;

патрульно-постовой службе.

Работа этих правоохранительных структур должна осуществляться в тесном взаимодействии с органами управления образованием и образовательными учреждениями.

Органы управления образованием и образовательные учреждения выполняют следующие основные функции в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркогенных веществ:

1. Выявляют обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача и (или) совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, ведут учет таких обучающихся, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу в целях оказания им педагогической, психологической, социальной, медицинской, правовой помощи, предупреждения совершения ими преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.

2. Незамедлительно информируют органы внутренних дел и (или) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ:

- о выявлении родителей (иных законных представителей) обучающихся и иных лиц, вовлекающих обучающихся в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных обучающимися либо иными лицами на территориях образовательных учреждений.

3. Закрепляют за конкретными работниками органов управления образованием и образовательных учреждений функции по координации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

4. Принимают меры по обеспечению охраны территорий образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц.

5. Включают в уставы и локальные акты образовательных учреждений положения, регламентирующие организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

6. Обеспечивают:

- разработку и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- организацию правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с обучающимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

return false">ссылка скрыта

7. Обеспечивают по согласованию с органами внутренних дел и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ участие педагогов и психологов в допросах несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, подозреваемых, обвиняемых в соответствии со статьями 191 и 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также в опросах несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в соответствии со статьями 25.2 и 25.6 КоАП РФ.

Основные функции органов внутренних дел и органов наркоконтроля по противодействию незаконному обороту наркотических и психотропных веществ в образовательных учреждениях:

1. Выявляют обучающихся, потребляющих наркотики без назначения врача и (или) совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и информируют о них органы управления образованием и образовательные учреждения.

2. Выявляют места возможного сбыта, приобретения и потребления наркотиков в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

3. Выявляют лиц, вовлекающих обучающихся в потребление наркотиков без назначения врача и (или) совершение иных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

4. Производят дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

5. Осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе:

- рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5, частью 2 статьи 20.20 КоАП РФ;

- составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, 20.22 КоАП РФ (органы внутренних дел - также об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.10 КоАП РФ);

- осуществляют административное задержание при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях, а также обеспечивают доставление задержанных лиц в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, в служебное помещение органа внутренних дел или органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

6. Оказывают органам управления образованием, образовательным учреждениям содействие в:

- разработке и внедрении в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- организации правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с обучающимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Координацию и контроль за осуществлением взаимодействия [57] органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях обеспечивают:

- на уровне субъекта Российской Федерации - руководители органов управления образованием, органов внутренних дел субъектов РФ, территориальных органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;

- на уровне муниципального образования - руководители муниципальных органов управления образованием, органов внутренних дел, межрайонных (городских) подразделений территориальных органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;

- на уровне образовательного учреждения - руководители образовательных учреждений, соответствующих подразделений органов внутренних дел, межрайонных (городских) подразделений территориальных органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Рекомендуемая литература:

 

Б а л ы х и н Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. – М.: ИФ «Образование в документах», 2007. - 248 с.

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Автор - сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.- 192 с.

Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко.- М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.

Медицинское обеспечение безопасности в образовательных учреждениях: метод. пос. /Авт. - сост. А.Н. Каргин, Ю.Н. Фокин. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 80 с. - (Методика).

Наркомания и ее последствия. Пособие для педагогических работников. – М.: Фонд “Правопорядок-Центр”, ГОМЦ “Школьная книга”, 2000. – 72с.

Организация профилактической работы с девиантными детьми, склонными к употреблению психоактивных веществ. Лаборатория «Медико-психологическая реабилитация» МГППУ. Лаборатория профилактики безнадзорности и правонарушений НИИ развития образования. В Сб.: Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Выпуск 4 / Отв. редактор В.П. Моисеенко. – Центр «Школьная книга», 2008.- С. 344-374.

 

П е т р о в С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. – М.: МИОО, 2005.- 224 с.

П и л и п е н к о В.Ф. Профилактика правонарушений как одно из направлений обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 6 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 72 с.

П и л и п е н к о В.Ф., К а р г и н А.Н. Профилактика наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в образовательных учреждениях: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 4 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 56 с.

 

Кодексы Российской Федерации:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.