Выбор типа деповских зданий

Основным видом устройств локомотивного хозяйства является локомотивное здание (депо). В зданиях локомотивных депо размещаются стойла (позиции) для ремонта и технического обслуживания локомотивов, мастерские и служебно-бытовые помещения. По конфигурации депо делятся на прямоугольные (ступенчатые, павильонные, тележечные), веерные (с поворотным кругом, со стрелочной улицей), круглые и комбинированные.

Прямоугольные типы зданий состоят из одной или нескольких секций с тремя сквозными или тупиковыми путями. В последние годы в основном строятся прямоугольно-павильонные или прямоугольно-ступенчатые здания депо. Такая конструкция зданий позволяет использовать их при перспективном развитии — пристраиваются новые секции с последующими рядами павильона или ступенями. В прямоугольных зданиях хорошо размещаются мостовые краны и кран-балки (минимальные мертвые зоны), что позволяет организовать агрегатно-поточный метод ремонта локомотивов.

В дипломном проекте также рекомендуется выбирать прямо-угольно-павильонные или прямоугольно-ступенчатые здания депо.

Прямоугольно-павильонный тип здания депо имеет наименьшую стоимость постройки, занимает небольшую площадь, что дает возможность удобно расположить ремонтные стойла рядом с участком и отделениями депо. Вследствие минимального периметра наружных стен и площади оконных проемов эксплуатационные расходы на содержание таких зданий (отопление, текущий ремонт) значительно ниже по сравнению со зданиями других типов. Правильное расположение здания на местности относительно частей света и «розы ве­тров» создает условия для лучшего сохранения тепла в зимнее вре­мя, даже в районах с низкой температурой, чтобы ветер доминиру­ющего направления не имел прямого попадания в ворота и на све­товые проемы. Применение этого типа зданий ограничено, их нель­зя построить в стесненных условиях тяговой территории по ширине. Кроме того, в средних секциях здания почти отсутствует естествен­ное освещение и его заменяют люминесцентным.

Прямоугольно-ступенчатый тип здания представляет собой сек­ции, смещенные относительно друг друга в продольном направле­нии. Секции располагаются с небольшим заходом одна за другую для свободных внутренних проездов и проходов. Этот тип здания депо имеет участки с хорошим естественным освещением, занимает узкую площадь тяговой территории, но стоимость его постройки и эксплу­атационные расходы выше по сравнению со зданием прямоугольно-­павильонного типа.