Черкасский тракт

В официальных документах XVIII - XIX вв. именуется как Большой Черкасский почтовый тракт. Точная дата его открытия не установлена. Предположительно она относится к 1783 году, когда был подписан Георгиевский договор между Россией и Грузией. Им было положено начало активному политическому, экономическому и культурному сотрудничеству между двумя странами, созданию связующих путей сообщения.

В 1793 году почтовый дорожник отмечает путь между Москвой и Тифлисом следующими основными пунктами: Москва - Воронеж - Новочеркасск - Ставрополь - Екатериноградская-Тифлис.

В 1800 году Болховитинов, описывая Павловский уезд, отмечает: «Через сей уезд пролегает большая почтовая дорога из Воронежа в крепость св. Дмитрия Ростовского и Черкасск и простирается по уезду на 100 верст...»

В материалах для военной географии России по Воронежской губернии за 1862 год указывается, что Московско-Черкасский тракт соединяет центр России с Кавказом. Протяженность по губернии 330 верст, пересекает реки Воронеж, Икорец, Битюг, Осередь, Мамонка, Толучеевка, где устроены постоянные мостные гати, по которым сообщение никогда не прекращается.

Имеет 19 ночлегов. Тут же указывается, что тракт имеет в ширину 17 аршин, водосточные канавы на обочинах.

В Павловском уезде на тракте имелось 7 станций: Шестаково, Лосево, Павловск, Казинка, Нижний Мамон, Ковыленская и Бычек. Расстояние между ними от 13 до 25 верст. Одной из крупных станций была Нижнемамонская. В почтовом дорожнике за 1824 год указывается, что здесь находилось 30 сменных лошадей. В хозяйстве станции имелись постоялый двор, конюшни, сеновалы, каретные сараи, колодцы с водопоем для лошадей, баня, часовня, кузница. Здесь же имелся штат конюхов и ямщиков. В 1875 году содержателем станции был г-н Белушкин. Впоследствии - Николай Анисимович Берлев и его сын Никанор Николаевич. Для поддержания в исправном состоянии тракт был разбит поверстно между крестьянскими общинами Казинки, Варваровки, Верхнего и Нижнего Мамона, Нижней Гнилуши. Крестьяне обязывались чистить дорогу от снега, гатить болотистые места и промоины, ремонтировать верстовые столбы, строить мосты и др. К примеру, в 1875 году Павловская земская управа на ремонт моста через Мамонку и гати Дубовского отвержка обложила на сумму 1200 рублей волости: Нижнемамонскую - 3118 душ, Верхнемамонскую - 2781 д., Гнилушанскую - 2280 д., Журавскую - 2446 д. Деньги были использованы на заготовку леса и хвороста, мела, песка.

В 1871 году вступила в строй железная дорога Воронеж-Ростов. Воронежский губернатор ходатайствует перед правительством о закрытии «тракта от Москвы на Дон и Кавказ за ненадобностью и обращении его в проселок». Через два года тракт закрывается, станции ликвидируются, ямщики распускаются.

Однако на этом история Черкасского тракта не закончена. В 1876 году в Павловскую уездную управу поступила бумага от крестьянских обществ сел Верхнего и Нижнего Мамона, Гнилуши, Буйловки. За прошедшие три года тракт был уничтожен, то есть распахан. Крестьяне ходатайствуют «... о признании того тракта скотопрогонным для прогона скота из Войска Донского в Воронежскую губернию». В качестве аргументов в документе приводятся следующие факты: «В течение года по тракту проходит от 10 до 25 гуртов крупного рогатого скота каждый количеством от 100 до 300 голов, и мелкий скот - овцы от 30 до 59 гуртов от 1000 до 2000 голов. Итого около 60 тысяч голов». Просьба была удовлетворена. По Черкасскому тракту на Кавказ в свое время путешествовали В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. В марте 1842 года из Пятигорска в Тарханы по тракту был доставлен гроб с прахом убитого М.Ю. Лермонтова.

Шеншин Дмитрий Федорович.

«Из материалов к энциклопедии района». В книге «На земле верхнемамонской». Воронеж, 2000 г., стр. 45-46